Использование технологий в образовательном процессе


Использование технологий в образовательном процессе

Технологизация педагогического процесса

Определение 1

Технологизация – процесс использования некоторой технологии в определенной сфере деятельности.

Критериями технологичности педагогического процесса можно назвать:

  • системность, комплексность и целостность;
  • научность, концептуальность и развивающий характер;
  • структурированность, иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность и вариативность;
  • процессуальность, управляемость, инструментальность, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность и воспроизводимость.

В традиционном понимании любой педагогической деятельностью предполагается реализация какой-то конкретной выбранной методики обучения, инновационная же педагогика базируется на использовании серии современных образовательных технологий.

Современная образовательная технология занимается исследованием рациональных путей обучения. Принято различать понятия «образовательной технологии», «педагогической технологии» и «технологии обучения». На сегодняшний день, данный понятия часто используют в качестве синонимов.

Определение 2

Образовательная технология – это единая модель образовательного процесса, которым системно определяется структура и содержание деятельности всех участников этого процесса, имеет цель – достичь планируемые результаты, учитывая индивидуальные особенности его участников.

Педагогическая технология – это совокупность действий и процедур, упорядоченных определенным образом, которыми инструментально обеспечивается процесс достижения прогнозируемого результата в непрерывно меняющихся условиях образовательной деятельности.

Иными словами, педагогическая технология представляет собой сумму психолого-педагогических установок, которыми определяется специальный набор и компоновка форм, способов и приемов обучения. В научном понимании педагогической технологии, она рассматривается в четырех аспектах: в качестве средства, способа, научного направления, многомерного понятия.

Использование технологий в образовательном процессе и их виды

Определение 3

Технология обучения – систематическое и последовательное воплощение в практической деятельности спроектированного заранее учебного процесса.

В образовательном процессе наиболее часто используют следующие технологии (классификация Селевко Г.К.):

  1. Педагогические технологии на базе активизации и интенсификации деятельности, то есть активные методы обучения: игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технология проведения дискуссиий, дебаты, тренинги, коммуникативное обучение иноязычной культуре, интенсификация обучения на основании схемных и знаковых моделей учебного материала.
  2. Педагогические технологии эффективности управления и организации учебного процесса: программированное обучение, уровневая дифференциация, дифференцированное обучение по интересам детей, индивидуализация обучения, коллективный способ обучения, групповая деятельность, перспективно-опережающее обучение с применением ряда опорных схем и комментируемом управлении.
  3. Технологии развивающего образования: личностно-ориентированное развивающее обучение, технологии личностного саморазвития ученика Ухтомского А.А., Селевко Г.К.
  4. Альтернативные технологии: продуктивное образование, концентрированное обучение, вероятностное образование, мастерские, эвристическое образование.
  5. Технология на основании дидактического и методического усовершенствования УВП: укрупнение дидактических единиц, модульное обучение, интеграция.

По уровню применения выделены и активно используются общепедагогические, частнометодические, или предметные, а также локальные, или модульные технологии.

На основании философско базы выделены материалистические и идеалистические, научные и религиозные, а также на основании ведущего фактора – биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.

На основании различных научных концепций – развивающие, бихевиористские и пр.

По направленности на личностные структуры – информационные технологии (формирование знаний, умений и навыков), операционные технологии (формирование способов умственной деятельности), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); саморазвитие (развитие самоуправляющих личностных механизмов); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (действенно-практическая сфера).

На основании характера содержания и структуры – обучающие, воспитывающие, светские, религиозные, общеобразовательные, гуманитарные, профессионально-направленные, технические, отраслей разного рода, а также узкопредметные.

В зависимости от типа организации и управления познавательной деятельностью, принято выделять несколько технологий, используемых в образовательном процессе – современное традиционное обучение, групповые и дифференцированные методы обучения, программированное обучение.

По отношению к личности ученика выделяют: авторитарные технологии, личностно-ориентированные, а также технологии педагогического сотрудничества.

В зависимости от преобладающих методов и способов обучения, технологии могут быть: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, саморазвивающее обучение, диалогические технологии, коммуникативные, творческие, игровые и пр.

На основании категории обучающихся можно выделить: массовую (традиционную) технологию, рассчитанную на среднего ученика, технологию продвинутого уровня (углубленное изучение каждого предмета, специальное образование и пр.), технология компенсирующего обучения (педагогическая коррекция, поддержка выравнивания и пр.), разного рода виктимологические технологии (орто-, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика), а также технологии по работе с трудными и одаренными детьми.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :