Технологизация – процесс использования некоторой технологии в определенной сфере деятельности.
Критериями технологичности педагогического процесса можно назвать:
В традиционном понимании любой педагогической деятельностью предполагается реализация какой-то конкретной выбранной методики обучения, инновационная же педагогика базируется на использовании серии современных образовательных технологий.
Современная образовательная технология занимается исследованием рациональных путей обучения. Принято различать понятия «образовательной технологии», «педагогической технологии» и «технологии обучения». На сегодняшний день, данный понятия часто используют в качестве синонимов.
Образовательная технология – это единая модель образовательного процесса, которым системно определяется структура и содержание деятельности всех участников этого процесса, имеет цель – достичь планируемые результаты, учитывая индивидуальные особенности его участников.
Педагогическая технология – это совокупность действий и процедур, упорядоченных определенным образом, которыми инструментально обеспечивается процесс достижения прогнозируемого результата в непрерывно меняющихся условиях образовательной деятельности.
Иными словами, педагогическая технология представляет собой сумму психолого-педагогических установок, которыми определяется специальный набор и компоновка форм, способов и приемов обучения. В научном понимании педагогической технологии, она рассматривается в четырех аспектах: в качестве средства, способа, научного направления, многомерного понятия.
Технология обучения – систематическое и последовательное воплощение в практической деятельности спроектированного заранее учебного процесса.
В образовательном процессе наиболее часто используют следующие технологии (классификация Селевко Г.К.):
По уровню применения выделены и активно используются общепедагогические, частнометодические, или предметные, а также локальные, или модульные технологии.
На основании философско базы выделены материалистические и идеалистические, научные и религиозные, а также на основании ведущего фактора – биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.
На основании различных научных концепций – развивающие, бихевиористские и пр.
По направленности на личностные структуры – информационные технологии (формирование знаний, умений и навыков), операционные технологии (формирование способов умственной деятельности), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); саморазвитие (развитие самоуправляющих личностных механизмов); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (действенно-практическая сфера).
На основании характера содержания и структуры – обучающие, воспитывающие, светские, религиозные, общеобразовательные, гуманитарные, профессионально-направленные, технические, отраслей разного рода, а также узкопредметные.
В зависимости от типа организации и управления познавательной деятельностью, принято выделять несколько технологий, используемых в образовательном процессе – современное традиционное обучение, групповые и дифференцированные методы обучения, программированное обучение.
По отношению к личности ученика выделяют: авторитарные технологии, личностно-ориентированные, а также технологии педагогического сотрудничества.
В зависимости от преобладающих методов и способов обучения, технологии могут быть: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, саморазвивающее обучение, диалогические технологии, коммуникативные, творческие, игровые и пр.
На основании категории обучающихся можно выделить: массовую (традиционную) технологию, рассчитанную на среднего ученика, технологию продвинутого уровня (углубленное изучение каждого предмета, специальное образование и пр.), технология компенсирующего обучения (педагогическая коррекция, поддержка выравнивания и пр.), разного рода виктимологические технологии (орто-, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика), а также технологии по работе с трудными и одаренными детьми.