Инновации и педагогика
Педагогическая наука постоянно должна развиваться, это обусловлено тем, что технологии, техника, наука не стоят на месте, они развиваются, что требует развития в образовании и воспитании.
Современные тенденции тесно связаны с педагогикой. Любые новшества должны иметь отражение в педагогической деятельности.
Определение 1
Новшества или инновации – это новаторские процессы, которые происходят в современном обществе, научной деятельности, сфере производства, обучения и т.д.
Современное общество не может развиваться без инноваций, которые активно внедряются и распространяются на современную жизнь.
Инновации в педагогической деятельности также применяются достаточно активно, особенно в последнее время.
Замечание 1
Инновации в педагогической деятельности подразумевают использование новых форм и методов обучения, новейших технологий и техники, развитие нестандартных методов воспитания и т.д.
Инновационные подходы в обучении должны найти свое отражение во всех сферах педагогики, иначе педагогический процесс станет не актуальным и эффективным.
Инновации способствуют всестороннему развитию учащихся, освоению ими новых направлений деятельности. Без инноваций обучение будет не эффективным, а знания не востребованными в современных условиях труда.
Виды инноваций в педагогической деятельности
На сегодняшний день большинство учебных заведений используют следующие виды инноваций в образовательном процессе:
- Современная техника и технологии. Большинство учебных заведений использует в рамках образовательного процесса новое, современное техническое и технологическое обеспечение. К такому обеспечению можно отнести: персональные компьютеры, программное обеспечение, мультимедийное оборудование, аудио и видео оборудование и т.д. Все это помогает сделать процесс обучения более доступным, интересным, качественным и запоминающимся. Современные дети активно используют инновации помимо повседневной жизни и в образовании, что позволяет быстрее адаптировать их в образовательной сфере. Инновационные технологии становятся неотъемлемым элементом в образовании, они упрощают образовательный процесс, помогают учителю на занятиях ставить более сложные задачи и находить пути их решения;
- Инновации в области методики образования и средств обучения. Ввиду прихода на рынок инновационных технологий и активного их проникновения в педагогический процесс, встала острая задача о пересмотре некоторых методов образования и воспитания детей. Так, например, ранее основными средствами обучения на занятиях являлись учебники, книги, справочная литература, то теперь – это интернет, по средствам которого можно найти абсолютно любую информацию, при этом не нужно никуда идти и что-то искать. Это повлияло в достаточной степени на педагогический процесс, упростило до минимума большинство образовательных задач. Это привело к острой проблеме, которая подразумевает пересмотр основных методик образования. Так, на сегодняшний день на замену учебным пособиям пришла глобальная сеть интернет, которая стала активно применяться на занятиях и в процессе обучения, как педагогами, так и детьми.
Инновационные направления в педагогике
На сегодняшний день инновационными направлениями в педагогике можно считать:
- Активное использование инновационных и информационных технологий, компьютерной техники в образовательном процессе. Современные занятия строятся на основании активного использования техники и технологий в процессе обучения. Педагогики пытаются внедрить все новшества и инновации, которые есть в образовательном учреждении, в рамки образования. Это необходимо по ряду причин: во – первых, современные дети быстрее осваивают учебную программу через современные технологии, нежели по учебникам и книгам; во – вторых, современные образовательные стандарты требуют максимального использования инновационных средств обучения на занятиях; в – третьих, современное общество не может исключить инновационное оборудование их жизни людей, каждый член общества должен уметь и владеть современными технологиями, а, значит, приучать к ним нужно с детства. Использование инноваций в образовании – это обязательный этап и элемент современного образовательного процесса;
- Пересмотр программы образования с целью повышения практических навыков обучающихся. На сегодняшний день вся образовательная среда претерпела некоторые изменения, которые касаются практических навыков учащихся. Так, современное образование должно быть максимально приближено к реальным условиям труда обучающегося. Также важной особенностью является то, что помимо формирования теоретических знаний, особое внимание необходимо уделять получению практических навыков. Это необходимо для более качественной подготовки будущих специалистов. Для этого все образовательные учреждения должны сформировать современную техническую базу для практического обучения, которая должна содержать современное оборудование, инновационные системы образования и т.д. Также важно сформировать штат грамотных специалистов в рамках преподавания практических занятий. Такие специалисты должны иметь не только педагогическое образование, но и опыт работы не менее 3 – х лет по той профессии, которую они преподают;
- Еще одним инновационным направлением в области современного образования является формирование центров компетентности в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Такие центры компетентности обязаны создать площадку, которая будет снабжена современным оборудованием, инновационными технологиями, которые позволят повысить качество образования в рамках определенной специальности. Также подобные площадки необходимы для обучения не только студентов колледжа, но и для обучения людей, желающих получить дополнительное образование в рамках конкретного направления.