Игра по логопедии – вид деятельности в специально созданной условной ситуации, направленная на коррекцию различных форм недоразвития речи.
Для дошкольника игра есть ведущий тип деятельности, в процессе которого развиваются основные психические функции ребёнка, в том числе и речь.
Игра имеет большое значение для развития речевой сферы дошкольников. С точки зрения Л.С. Выготского для понимания роли игры и её природы важно понимать какие мотивы и потребности движут ребёнком. Развивая концепцию Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выдвинул идею о том, что при помощи игры расширяется осознаваемый ребёнком предметный мир.
Как вид деятельности игра характеризуется следующими особенностями:
В зависимости от преследуемых целей игры по логопедии могут быть разделены на три группы: обучающие, коррекционно-развивающие и дидактические.
Обучающие логопедические игры направлены на развитие слухового восприятия и внимания, развитие голосового аппарата. Обучающие игры связаны с произнесением сложных слов, формированию правильного грамматического речевого строя, постановку ударений. Все обучающие игры направлены на развитие речевой деятельности.
Коррекционно-развивающие игры направлены на исправление имеющихся речевых недостатков. Используемый материал насыщается автоматизированными звуками. В этих играх применяется имитационный принцип: ребёнок слышит, затем повторяет. Развивается артикуляционный аппарат.
Дидактической игры имеют целью развитие у детей умения сравнивать предметы, систематизировать свои представления и выражать их в речи. Дидактические игры могут быть направлены на расширение активного словарного запаса. Особенности дидактической игры заключает в том, что дошкольник должен как можно точнее выполнить задание педагога. Дидактические игры могут быть разделены на несколько категорий: настольно-печатные, сюжетные игры-инсценировки, игры с предметами.
Основными компонентами логопедической игры выступают специально созданная игровая ситуация, направленная на стимулирование речевой деятельности, роли и действия, которые несут не только игровую, но и коррекционную нагрузку.
Главным элементом основной доли игр по логопедии, являются правила, которые дети соблюдают в процессе игры. Получая от этого удовольствие, дети радуются от полученных результатов, так как при выполнении ролевых заданий они соблюдали все требования игровых правил. В процессе исполнения той или иной роли, дети стараются быть внимательными и следят за тем, чтобы их действия и действия партнёров соответствовали общепринятым правилам игры. Фактом выделения правил игры является то, что у ребёнка начинают появляться начальные формы самоконтроля, сопутствующие освоению нового уровня развития не только в играх, но также и в других, неигровых ситуациях.
При помощи игровых приёмов логопед осуществляет коррекционную работу с дошкольниками. Ситуация игры требует от дошкольника общения со сверстниками, что стимулирует развитие речевого аппарата. Коррекционная работа по словоизменению, анализу звуков предполагает многократное повторение одних и тех же упражнений, что вызывает у ребёнка скуку и отсутствие мотивации к занятиям. Эти же упражнения, включённые в игровую ситуацию, превращаются в увлекательное занятие.
Организация игровой деятельности должна соответствовать двум условиям: соответствовать особенностям физического и психического развития детей; соответствовать виду речевого расстройства.
Например, дети с заиканием с трудом включаются в общую игру, так как испытывают робость из-за неправильной и замедленной речи.
Использование игр по логопедии в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников способствует формированию у ребенка стремления к активному участию в исправлении звукопроизношения. Игра положительно влияет на познавательную активность, внимание. Дошкольникам с нарушениями речи присущи также определённые поведенческие трудности, которые также постепенно корректируются благодаря вовлечению в игру, создания ситуации, в которой ребёнок, играя, должен подчиняться правилам.
Использование сюжетных игр-инсценировок помогает разговорить ребенка, снизить стеснительность, вовлечь в коррекционную деятельность незаметно для самого дошкольника.
Дидактические игры моторного характера позволяют не только диагностировать наличие недоразвития речи, но и воспитывать такие личностные качества, как терпение, настойчивость, которые очень важны в коррекционной работе.
Игры по логопедии преследуют две цели: обучающую и собственно игровую. Игровая деятельность строится таким образом, чтобы эти цели дополняли друг друга.
В основе дидактических игр по логопедии с дошкольниками положены следующие принципы:
Методологические принципы игр по логопедии:
Дошкольник вовлекается в игровой процесс, параллельно с которым производится его обучение правильной речи.