Игровую деятельность в дошкольной педагогике исследовал Ж. Пиаже. В отечественной дошкольной педагогике теорию игры развил Д. Б. Эльконин.
Дошкольный возраст – это период развития ребёнка с трех до шести лет.
В дошкольный период ребёнок открывает взрослый мир и активно стремится в нем участвовать. В связи с тем, что это ему недоступно, свой процесс познания мира дошкольник реализует в игре.
Особенностью дошкольника является двойственное отношение к действительности: как к реальной и как к игровой. При этом игровая для него реальнее, чем действительная.
Выбор ребёнком агрессивной роли сигнализирует о проблемах ребёнка, которые он пытается решить в игре, а также влияние социального окружения (неблагополучная семья, одинокий родитель, влияние телевизора, Интернета, виртуальные игры без присмотра взрослых).
Современные программы дошкольного образования ориентируют воспитателей на формирование человеческих ценностей в ребенке. Эти программы учитывают современные проблемы общества, возлагая на дошкольных педагогов большие надежды в их решении.
Для современной дошкольной педагогики могут быть актуальными идеи о культурной практике и игрологии, в центре которой исследуется человек играющий (способы игры: зрелищно-игровой, ритуально-игровой, священно-игровой, карнавально-игровой, спортивно-игровой, танцевально-игровой).
По виду деятельности игры могут быть: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса:
По типу содержания можно выделить игры: сюжетные, ролевые, предметные, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Игра – это ведущая деятельность дошкольника, реализующего потребность в эмоциональном совершенствовании общения со сверстниками, позволяющей активно применять особенности образного мышления, развивающей ранее полученный опыт в его отражении, проживании и познании трудовой и профессиональной деятельности взрослых.
В дошкольной педагогике в воспитательном процессе используется три вида действительности: реальная («Вытри ножки о коврик»), полуреальная («Открыли глазки: мы в зоопарке»), фантастическая («Здравствуй, Дедушка Мороз!»).
Современный ребенок иногда способен с помощью игры создать вымышленную реальность, в которой может восполнять недостаток внимания со стороны взрослых, что ему помогает в дальнейшем социализироваться в реальном обществе. Так образуются защитные механизмы ребёнка, которые позволяют ему выжить. Именно поэтому он перестает верить в Деда Мороза.
В современной дошкольной педагогике, в связи с необходимостью развития ребёнка, возникло новое понятие – игровые технологии.
Эти технологии предполагают активизировать и усилить деятельность дошкольников. Главной целью игровых технологий является развитие познавательных интересов, различных психических процессов: памяти, внимания, мышления, смекалки.
В педагогической игровой технологии выделяются игры:
Игровые технологии эффективны при применении принципов системности, целенаправленности, сочетания игры с неигровыми элементами.
Сюжетные персонажи, существующие параллельно с процессом обучения дошкольников, способствуют успешным результатам обучения.
По мнению исследователей, игровые технологии в максимальной степени позволяют реализовывать цели физического развития дошкольников.
В современной дошкольной педагогике игра представляет собой не только метод развития и воспитания, но и средство естественного взаимодействия между детьми, таким образом, выступая в двух ипостасях.
Согласно проведённым исследованиям, для детей с 4 – 6 лет характерны следующие сюжетно-ролевые игры: приоритетными являются семейно-бытовые (кормление, купание, прогулка),герои мультфильмов (человек-паук, роботы), агрессивные сюжеты (характерны для мальчиков – нападение, погони, полицейские-преступники и т. п.), игры в животных (кошки, собаки, хозяин и животное, уход, кормление, лечение), реже игры в профессии (ресторан, кафе, магазин, больница, салон красоты), очень редко – цирк, танцы, космический корабль.
В месте с тем исследователи отмечают, что современные дети не умеют играть: в свободное время они предпочитают бегать, рисовать, играть с предметами без сверстников (в мяч), общаться со сверстниками (обсуждать мультфильмы).
В целом, для дошкольников 4 – 6 лет характерны игры-действия (вождение автомобиля). Игры-роли встречаются реже. Игры-отношения (подготовка к приему гостей) появляются после 5 лет, однако в целом реже, чем все выше перечисленные игры, так как дети предпочитают другие виды деятельности (рисовать, общаться).
Для современных детей характерно наличие препятствий в изучении профессий, в связи с влиянием телевизора, сужающего представления о мире (боевики, виртуальные герои).
Для решениия выше названных проблем дошкольников также используются игры: создавать собственные концовки в рассказе по кругу, обращать внимание детей на смену обстановки при смене слайдов, на звуки, голоса, предметы, или при наблюдении происходящего за окном.
Чтобы дети научились интерпретировать последовательность действий в фильме, сказке, возможно использование нескольких вариантов игры: определить что за чем при просмотре фильма, выстроить последовательность фотографий или картинок и т.п.
Инсценирование любимых сказок позволяет ребёнку эмоционально развиваться, формировать чувство эмпатии.
Музыка, кадр, цвет, движение – понятия, которые можно вводить в момент интерпретации создания мультфильма, что позволяет создать игру, в которой дети изображают кадр или фрагмент фильма для зрителей. При этом возможно участие каждого индивидуально или группой из 2-3 человек.
Таким образом, современные игровые технологии дошкольной педагогики позволяют развивать познавательные интересы дошкольников, создавать безобидные защитные реакции в решении проблем дошкольника, научить детей играть во взаимодействии с предметом, друг с другом, со взрослыми в соответствии с каждым этапом дошкольного детства, в том числе с использованием новейших достижений (медиаресурсов).