Заикание в логопедии


Заикание в логопедии

Заикание: понятие, особенности проявления и виды

Определение 1

Заикание является речевым нарушением речи, проявляющемся в повторении или удлиненном произношении отдельных звуков, слогов, слов. Это приводит к тому, что искажается тембр и ритм речи. Заикание приводит к нарушению дыхания, изменениям в высоте и тембре звука.

Заикание возникает при нарушении ритма речи, связанного с появлением судорог мышц речевого аппарата.

Возникновение этого речевого дефекта имеет древние корни. В древние времена, заикание считалось болезнью, возникающую из-за скапливания жидкости в головном мозге, либо неверном соотношении функций артикуляционного аппарата.

Поскольку заикание связано с изменением темпа и тембра речи, то запинки, торможения в произношении, прерывание речевого темпа проявляются в таких вариациях:

  • Повторное произнесение отдельных звуков или сочетаний;
  • Торможение произношения, непонятные паузы, речевые замедления и остановки;
  • Затруднительное произношение конкретных звуков.

Заикание называют также логоневрозом, в связи с тем, что оно обуславливается слабым развитием нервной системы, наличием психологических и психических проблем, а также иными патологиями организма.

Если нервная система развита слабо, то нервные импульсы, которые передаются в головной мозг, а именно в ту его область, которая отвечает за речевую работу, не всегда достигают цели и прерываются. Это приводит к возникновению судорог в разных областях речевого аппарата.

Поэтому происходит изменение последовательности приведения в действие речевых компонентов: одни срабатывают раньше положенного срока, другие замедляются и срабатывают гораздо позднее. Это влечен за собой смыкание и размыкание голосовых связок, что искажает темп произношения. Как правило, заикание происходит при произнесении согласных звуков, что связано с близостью частоты нервных импульсов, возникающих при перевозбуждении к частоте произношения согласных звуков речи.

Заикание развивается по следующим причинам:

  1. Наследственные факторы.
  2. Перенесение травм головного мозга во время родов и на раннем этапе развития.
  3. Перенесение инфекционных заболеваний, затрагивающих работу нервной системы.
  4. Высокая судорожная активность.
  5. Неустойчивое развитие нервной системы.
  6. Перенесение сильного стресса.
  7. Испуг.

Заикание может быть классифицировано по характеру его выражения и по причине развития. В зависимости от характера выражения, заикание протекает в следующих формах:

  1. Тоническая – растяжение звуков или слогов.
  2. Клоническая – повторение звуков или слогов.
  3. Смешанная форма – сочетает в себе нарушения произношения, связанные с повторение некоторых звуков и их растяжением.

В зависимости от того, по какой причине развилось заикание, оно может проявляться в двухосновных формах:

  • Невротическая – проявляется периодически, в основном, во время стресса, нервного перенапряжения, испуга т.е. заикание тесно связано с эмоциональным состоянием ребенка. Проявляется в возрасте от двух до шести лет. Эта форма возникает и проходит внезапно. При этом общее поведение ребенка отличается нетерпимостью и импульсивностью.
  • Неврозоподобное заикание – выражается в волнообразном заикании и засорении речи лишними звуками, слогами, фразами или словами. Проявляется в возрасте трех-четырех лет и связано с родовыми травмами, последствиями которого являются нейропсихические сбои в развитии и отставание в своевременном формировании речи. Одновременно возникает патология в функционировании артикуляционного аппарата и моторных функций.

Стадии логопедической коррекции по лечению заикания

Логопедическая терапия строится на основе методов коррекционного воздействия, призванных устранить или смягчить заикание при произношении.

Коррекционная терапия проходит в несколько стадий:

  1. Разработка защитного речевого режима.
  2. Осуществление проверки и контроля за мышечным и эмоциональным состоянием. Проводится гимнастика на устранение напряжения мышц и снятия усталости и перенапряжения.
  3. Развитие моторных функций. Осуществляется построение правильной словарной координации и выработка ритма речевого движения.
  4. Постановка и закрепление правильного речевого дыхания.
  5. Формирование плавной и спокойной речи в любых формах выражения. Выполняются упражнения на постановку речевой интонации.
  6. Воспитательные мероприятия, направленные на развитие личности, адаптированной к общественной среде, несмотря на наличие речевых дефектов. Принятие своего речевого отклонения, осознанное стремление к его исправлению и обучение жизни с ним.

Применение комплексных методик в коррекции заикания

Замечание 1

Для того, чтобы достичь должного результата и устранить речевой дефект – заикание, требуется применение комплексной методики воздействия. Такая методика включает применение теоретических и практических концепций нескольких наук одновременно. Естественно, что в первую очередь требуется медицинское воздействие, включающее лечение лекарственными препаратами нервной системы, а проведение физиотерапевтических процедур.

Далее требуется психотерапевтическое воздействие, ориентированное на устранение психических сбоев, оказание помощи в преодолении стрессовых ситуаций, социальную адаптацию.

Логопедическая коррекция проводится в направлении применения логопедической ритмики. Она включает в себя комплекс упражнений, проводимых под музыку или во взаимосвязи с речевыми упражнениями.

Помимо этого, на протяжении всего курса лечения применяется воздействие специальной педагогики, оказываемое регулярно и систематично. Комплексная методика борьбы с заиканием нацелена на формирование устойчивой, гармоничной, плавной речи, без пауз и пропусков т.е. свободной от заикания.

Комплексная методика коррекции базируется на двух основных аспектах:

  • Одновременное применение коррекционно – педагогической и лечебно – оздоровительной программы, ориентированной на обеспечение нормального функционирования всех сторон речи, психических процессов, моторики, социализации личности ребенка с речевым дефектом, общее оздоровление организма.
  • Совместная работа психолога, логопеда, врача, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию и развитию.

Логопедические занятия, направленные на коррекцию заикания характеризуются длительностью, непрерывностью и регулярностью. Только соблюдение этих требований принесет должный эффект.



Рисунок 1.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :