В современной научной литературе можно найти множество попыток установить задачи сравнительной педагогики как науки.
По нашему мнению, в нынешних условиях сравнительная педагогика призвана выполнять следующий ряд функций:
Вполне очевидно, что вышеперечисленные функции сравнительной педагогики проявляются неравномерно. Четко просматриваются аналитические и аккумулирующие функции, частично координирующие. Иные функции находятся пока в зачаточном состоянии из-за малой степени зрелости сравнительной педагогики.
Особенностью современного этапа является то, что задачи сравнительной педагогики фокусируются на поисках вариантов диверсификации образования, критериев качества образования, методов образования в многонациональных обществах, вхождении национальных школьных систем в мировое образовательное пространство и т. д.
Задачи сравнительной педагогики преимущественно академические и лишь некоторые из них прикладные. Среди общего массива целей ученые (Г. Ной, Б. Холмс) особо выделяют четыре задачи:
В предлагаемой классификации первые две проблемы характеризуются как применяемые, последние две - как академические.
В более поздней работе «Тенденции сравнительного образования (тенденции в сравнительном образовании)» Б. Холмс подчеркивает, что целью этой области гуманитарных знаний по-прежнему является желание более полно понять фундаментальные тенденции в развитии отечественных систем образования и способствовать теоретическому обоснованию образовательных реформ не на основе фикции и мифов, а только лишь с учетом скрупулёзно собранных данных и детального анализа проблем, с которыми сталкиваются национальные правительства.
Таким образом, Б. Холмс не ограничивает задачи сравнительной педагогики одним лишь изучением, сопоставлением и анализом школьных проблем, а расширяет их, включив в данную сферу аспекты планирования политики в области образования и реализации стратегий реформы образования.
Как для теоретической, так и для прикладной сравнительной педагогики Холмс формулирует три основные задачи исследования: объяснение, прогнозирование и верификацию. Эти задачи тесно взаимосвязаны. Объяснение тенденций в развитии конкретной системы образования основано на анализе его отдельных связей в их отношениях.
Если событие можно предсказать, оно должно быть объяснено, а затем проверено на практике. Гипотеза, выдвинутая компаративистом, проверяется, когда предсказанное событие подтверждается реальностью или отклоняется ею.
Задачи сравнительной педагогики обуславливают ее функции: объяснительные, прогностические, критические и передаточные. Пояснительная функция сравнительной педагогики включает анализ функционирования системы образования и ее отдельных элементов. Холмс интерпретирует эту функцию, основываясь на своем понимании роли причинно-следственных связей в сравнительных педагогических исследованиях.
Ученый ставит задачей сравнительной педагогики не только объяснить реальные события как следствие предыдущих, но и предсказать последующие события на основе анализа доступных фактов и явлений. Холмс подчеркивает, что специфика метода, который он предложил, заключается в том, что он не объясняет нынешние события предыдущими фактами, а способен предсказать эти события на основе гипотетических высказываний и предлагаемых решений с учетом конкретной ситуации в обществе.
Задачи сравнительной педагогики на современном этапе наполнены конкретным содержанием. В данном случае речь идет о
Насущные задачи сравнительной педагогики:
Основным методологическим вопросом сравнительной педагогики является то, в какой мере и в каких формах можно и целесообразно использовать достижения современного зарубежного опыта в своей деятельности.