Основные задачи, стоящие перед логопедической наукой
Определение 1
Логопедия является отраслью специальной педагогики и занимается исследованием речевых нарушений и методов их профилактики, их своевременное выявление и устранение посредством специальных воспитательных и обучающих средств и методик.
Логопедия нацелена на разработку системы, имеющей научную аргументацию, преодоления и недопущения развития речевых дефектов, а также исследование развития детей с речевыми расстройствами, определение методов и технологий воспитательной и обучающей работы с ними. Данная цель, определяет постановку следующих ведущих задач логопедической науки:
- Исследование причин возникновения, механизмов, структуры и симптомов речевых нарушений;
- Группировка и классификация речевых дефектов по определенным критериям;
- Выявление распространенности, степени выражения и основных симптомов речевых дефектов;
- Предоставление характеристики взаимосвязи и зависимости между развитием личности ребенка и его речевыми отклонениями;
- Определение и характеристика специфических черт развития речи при речевых отклонениях различного вида;
- Исследование специфики развития речи у детей, имеющих различные отклонения в развитии;
- Раскрытие протекания процесса стихийного и направленного развития детей с речевыми отклонениями и оказание их воздействия на формирование и развитие личности ребенка, психические процессы, поведенческие функции;
- Создание методик определения и корректировки речевых дефектов у различных категорий граждан, с разнородными формами речевых отклонений;
- Создание системы принципов, методов, способов, приемов и средств ликвидации речевых дефектов;
- Определение круга вопросов по организации логопедической помощи и поддержки и их разрешение;
- Обеспечение системности и поэтапности в комплексной коррекционной логопедической терапии.
Коррекционные задачи в логопедической терапии
Логопедия имеет важное значение для организации и разрешения проблем всей образовательной системы. Нормальный и результативный процесс обучения невозможен при отставании в речевом развитии. Речь должна быть развита на достаточно высоком уровне, позволяющем воспринимать, произносить и усваивать звуки, расширять словарный запас и грамматически верно выстраивать предложения. Помимо этого, развитие речи предполагает умение и практическое применение языковых средств в целях формирования коммуникативных связей.
В настоящее время речевые нарушения являются распространенным недугом и являются актуальной проблемой современной педагогики.
Логопедическая деятельность является коррекционно-ориентированной. Она нацелена на ликвидацию речевых дефектов и обеспечение формирования нормальной среды для продуктивного учебно-воспитательного процесса. Спецификой логопедической деятельности является воспитание языковых чувств. С лингвистической и психологической стороны, изучить родной язык возможно только посредством чувственного восприятия.
В работе педагогов-логопедов выделяют два ведущих направления профессиональной деятельности:
- Коррекционная работа, направленная на исправление устной речи – лексического произношения и грамматического построения.
- Коррекция дефектов письменной речи.
Отклонения в речевых развитиях, как устной, так и письменной речи могут быть различных форм и проявляться у разных детей по-разному.
Исходя, из видового разнообразия речевых дефектов, выделяют следующие основные задачи коррекционной деятельности логопедов:
- Формирование и развитие звуковой области речи. Эта задача предполагает сформировать реальные представления о звуковом построении слова, посредством развития фонематических процессов и умений проводить мониторинг и соединение слогозвукового состава слова. Производится устранение неправильного произношения, на основе формирования представлений о звуках, их узнавании и дифференцированном восприятии, определении нормированного и ненормированного звукового произношения и проведении слуховой проверки за своим произношением. Произношение должно быть отработано так, чтобы звуки свободно и правильно применялись во всех видах речи. По результатам собственного произношения следует проводить оценку его качества и эффективности коррекции;
- Формирование и развитие лексического багажа и способности правильного грамматического построения речи. Эта задача направлена на определения уровня знаний по словам у детей и расширение их количества. Происходит определение значения, применяемых синтаксических структур и последующее формирование и совершенствование грамматического построения речи на базе ознакомления детей с новыми словами и словосочетаниями, их смысловой взаимосвязью, образцами предложений с различными синтаксическими структурами. Также, необходимо проведение анализа и синтеза языка т.е. определения количества, правильной постановки и места, занимаемого словами в предложении;
- Формирование связной речи. Детям необходимо развивать навыки построения связного высказывания, определения его смыслового значения и функциональной роли. Также, дети ознакамливаются с логикой построения словосочетаний и предложений, определяют наличие в предложении смысловой концепции;
- Становление и развитие психологических условий к обучению. Здесь предполагается развивать навыки наблюдательности, фиксации внимания, запоминанию, быстрому переключению внимания, развивать самоконтроль и познавательную активность;
- Развитие полновесных учебных навыков. Будущая деятельность должна быть спланирована, оценена и проконтролирована. Необходимо уметь применять, имеющиеся знания в новых условиях и работать в конкретном темпе;
- Формирование и развитие коммуникативной готовности в учебной деятельности. Педагога нужно уметь слушать, слышать и правильно воспринимать, понимать и принимать задачу обучения, владеть вербальными приемами общения и рационально выполнять учебные действия и адекватно воспринимать любую оценку своей работы;
- Формирование неречевых функций. Логопедическая работа направляется на развитие мелкой моторики, пространственного и временного ориентирования, развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.
Помимо этого, задачи работы логопеда включают три большие группы задач общепедагогического плана:
- Образовательные.
- Воспитательные.
- Развивающие.
Рисунок 1.