История как инструмент направляет свои усилия на изучение развития воспитания в целом, а также образовательных учреждений и педагогических методов, существовавших в определенные исторические периоды развития человечества, от древнего времени до современности. Не обладая знаниями о том, как развивалась теоретическая и практическая сторона педагогики и воспитания в прошлом, невозможно достигнуть прогресса в вопросах совершенствования научных основ воспитания.
Нельзя отталкивать опыт прошлых лет, его следует тщательно изучать и выбирать из него всё самое необходимое для реализации воспитательных процессов в современном обществе. История образования и педагогической идеи реализует процессы изучения, используя все передовые и прогрессивные методики из тех, что были в арсенале авторитетных педагогических системах прошлого.
Процесс изучения воспитательной и педагогической истории благоприятно влияет на развитие личности педагога, повышение его профессиональной культуры, приобретение дополнительного мастерства, передаёт наиболее значимые традиции гуманистической педагогики, оказывая тем самым педагогу помощь в его профессиональной деятельности. Предметом изучения истории педагогики является:
Каждая входящая в зону ответственности истории педагогики область имеет самостоятельную структуру, но в общем смысли они все едины. Это связано с тем, что педагогика является одной из форм духовно-практического понимания, а педагогическая практика характеризуется как источник и сфера реализации педагогических задач. Синтезирование полученных всеми зонам истории знания, дают возможность сформировать целостную картину исторического педагогического процесса и узнать закономерности, повлиявшие на его развитие.
Историческое изучение жизнедеятельности человека является важным аспектом для формирования истинного осознания человеческой природы с точки зрения всего существующего. Процесс воспитания формирует исторические периоды, соединённые с действующими устоями социального строя. Закрепившиеся в постулатах истории педагогические знания помогут в дальнейшем следующим поколениям реализовать воспитательные действия с учетом нашего опыта. Изучение деталей истории воспитания сейчас, может оказать глубочайшее влияние на формирование личности.
Под задачами истории педагогики понимаются процессы, направленные на изучение прежде накопленного педагогического опыта, именно поэтому историю как инструмент изучения и понимания воспитательных процессов называют важнейшим аспектом влияющим на развитие всего образования.
Среди задач стоящих перед историей педагогики можно выделить следующие:
Изучение исторических событий, содержащих в себе фундаментальные знания основанные на опыте современников определённого периода, требует четкой постановки задач. Для этого необходимо систематизировать и актуализировать полученные на практике педагогические знания с учетом действующего временного промежутка, опираясь на потребности будущего поколения и их возможные проблемы. Для формирования исторических библиотек знаний необходимо организовать взаимодействие между научными деятелями всех научных сфер. Воспитательная сфера должна быть основополагающей для всех человеческих учений, с помощью которых возможно поддерживать основы нравственного лица человечества.
Под основными принципами истории педагогики понимаются: историзм, системность, научность.
Историзм включает в себя изучение всех явлений происходящих в процессе их возникновения, развития и становления. Педагогические явление рассматривают конкретную историческую эпоху, социально-экономические особенности эпохи, методы и процессы организации учебно-воспитательной деятельности.
Системность подразумевает под собой разбор фактов и явлений присутствующих в обучении и воспитании в пределах всей образовательной системы и традицией всей эпохи. Осуществляется анализ идей, теорий педагогов прошлого в контексте целостности воспитания. Изучается педагогическая система прошлого в условиях её реализации в определённых социальных отношениях, государственного строя, общественно-идеологических взглядов с учетом борьбы против отдельных ответвлений.
Научность в период развития демократизма, когда творческие импульсы не контролируются и не направляются в нужное русло, придаёт объективный контекст исследованиям, требуя от них беспристрастного отношения к каждому этапу формирования воспитания, образовательным учреждениям и педагогическим мыслям.