Задачи развития и воспитания


Задачи развития и воспитания

Взаимосвязь воспитания и развития личности

Определение 1

Воспитание – это процесс, направленный на физическое и духовное становление человека, путем оказания воздействия на него. Воспитание направлено на развитие основных качеств личности, необходимых для ее дальнейшей жизнедеятельности и активного участия в социально-экономической жизни общества.

Воспитание является той силой, от которой зависит становление полноценной личности. Воспитание подчиняет развитие человека конкретной цели. Целенаправленное и регулярное воздействие воспитателей приводит к образованию новых, предварительно разработанных условно рефлекторных связей, которые могут быть произведены только таким образом.

Первоочередной задачей построения воспитательного процесса является выявление талантов личности и ее развитие с учетом специфических свойств и способностей. Воспитание позволяет развить определенные свойства и способности личности, которые были лишь природными задатками.

Воспитание оказывает определяющее влияние на развитие и при этом, оно находится в прямой зависимости от него. Воспитание ссылается на имеющийся уровень развития.

Эффективность воспитательных процессов зависит от уровня готовности личности к осознанному принятию воспитательного воздействия, определяющегося воздействием наследственности и внешних факторов. Воспитательное воздействие имеет различный эффект на каждого человека. Кто-то поддается воспитанию проще, а кто-то противостоит ему.

Решающее значение имеют определенные ситуации и взаимоотношения между участниками воспитательного процесса.

Построение воспитательных процессов определяется текущим этапом социально-экономического развития общества. Воспитание направлено на передачу социального опыта людей и знаний об основных культурных ценностях. Воспитание создает условия для саморазвития личности и способствует самоопределению и самоутверждению.

Замечание 1

Основной целью воспитания является развитие гармонично-развитой личности. Реализация цели достигается путем постановки воспитательных задач, которые выполняют разнообразные воспитательные заведения: семья, детский сад, школа, СМИ и т.д.

Воспитательные задачи, применяемые для разных возрастных групп

Развитие и жизнедеятельность людей на каждой стадии возрастного формирования имеют свое автономное значение с субъективной и педагогической точек зрения.

Возраст человека определяет специфику его физиологических, интеллектуальных, познавательных, мотивационных и эмоциональных характеристик. Их развитие на том или ином возрастном этапе обусловлено историческими, социальными и культурными преобразованиями, затронувшими конкретную группу людей в один и тот же временной период.

В каждом регионе, этносе, национальности имеются свои особые подходы к воспитательному процессу, учитывающие возрастные особенности и субкультуру воспитанников. В этом случае к воспитательной деятельности педагогов и организации процессов воспитания и развития предъявляются серьезные требования к их квалификации и умению применять нестандартные подходы в воспитательной работе.

Знание возрастных особенностей воспитанников, позволяет найти более грамотный и умелый подход к развитию их основных личностных качеств и способствует эффективности воспитательного процесса.

Необходимо принимать во внимание следующие возрастные особенности воспитуемых:

  1. Скачкообразность развития отдельных физиологических, психологических и социальных процессов;
  2. Различия в познавательном, двигательном и эмоциональном развитии, а также приемах и способах межличностного взаимодействия;
  3. Развитие семейных отношений, построение отношений в коллективе или иной группе;
  4. Становление и развитие новых потребностей и увлечений и приемов для их практической реализации;
  5. Различие в процессах самопознания, самореализации, самоутверждения;
  6. Наличие возрастных кризисов развития личности.

Возрастные особенности определяют постановку разных задач на каждом этапе развития. Воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школах, семье и иных заведениях, занимающихся воспитанием подрастающего поколения, имеет свою специфику построения.

На раннем этапе развития детей дошкольного возраста ставятся такие задачи:

  • Защита и укрепление здоровья детей;
  • Поощрение познавательной активности и развитие любознательности;
  • Привитие основных навыков культурного поведения;
  • Воспитание трудовых способностей и привитие уважительного отношения к труду;
  • Воспитание любви в Родине, толерантности, терпимости;
  • Первые шаги по становление и развитию духовного мира детей.

В начальных классах школьных учебных заведений, организация воспитательного процесса направлена на достижение следующих задач:

  • Развитие основных навыков умственной работы, умение наблюдать и делать выводы, рассуждать и усваивать приобретенные знания, чтобы потом применять их на практике;
  • Развитие основных знаний об окружающем мире и людях;
  • Получение основ эстетического воспитания, привитие художественного вкуса;
  • Усвоение основных нравственных норм и принципов общественного поведения. Важно, чтобы ребенок осознанно подходил к выбору своих действий и осознавал ответственность за свои поступки;
  • Воспитание патриотизма и уважения к своей стране, забота о родном крае и стремление оказать помощь в его развитии.

Одним из сложных и кризисных периодов в развитии личности является подростковый этап. Здесь требуется особый подход в воспитательной деятельности, чтобы достичь эффективности процесса воспитания и достичь нормального развития личности. Основными задачами этого этапа являются:

  • Углубленное умственное развития, осознанное восприятие социальной информации и формирование критического мышления;
  • Развитие нравственной культуры поведения, уважительное отношение к правилам поведения в социуме;
  • Закрепление основных моральных ценностей и принципов поведения. Понятия добра, милосердия, сострадания являются главными жизненными ценностями и не могут быть подвержены никаким внешним факторам и сомнению;
  • Способность применять знания и навыки на практике, уметь разрешать споры и конфликты;
  • Воспитание способности бороться за стойкость нравственных идеалов и ценностей.

Следующим возрастным этапом является юношество. Здесь, перед учебным заведением, ставятся такие воспитательные задачи:

  • Усвоение и непрерывное расширение системы знаний о различных областях жизнедеятельности. Особое значение тут играет экономическая информация, необходимая для исполнения социальной роли;
  • Развитие способности систематизировать полученные знания;
  • Развитие навыков практического применения знаний для решения семейных, бытовых, производственных, трудовых и социальных задач;
  • Закрепление и концентрирование опыта реализации социально-важных действий;
  • Воспитание умения противостоять асоциальным явлениям;
  • Формирование толерантности, терпимости, уважению к любой национальности, религии и идеологии;
  • Привлечение молодого поколения к социальной деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :