Воспитание – это процесс, направленный на физическое и духовное становление человека, путем оказания воздействия на него. Воспитание направлено на развитие основных качеств личности, необходимых для ее дальнейшей жизнедеятельности и активного участия в социально-экономической жизни общества.
Воспитание является той силой, от которой зависит становление полноценной личности. Воспитание подчиняет развитие человека конкретной цели. Целенаправленное и регулярное воздействие воспитателей приводит к образованию новых, предварительно разработанных условно рефлекторных связей, которые могут быть произведены только таким образом.
Первоочередной задачей построения воспитательного процесса является выявление талантов личности и ее развитие с учетом специфических свойств и способностей. Воспитание позволяет развить определенные свойства и способности личности, которые были лишь природными задатками.
Воспитание оказывает определяющее влияние на развитие и при этом, оно находится в прямой зависимости от него. Воспитание ссылается на имеющийся уровень развития.
Эффективность воспитательных процессов зависит от уровня готовности личности к осознанному принятию воспитательного воздействия, определяющегося воздействием наследственности и внешних факторов. Воспитательное воздействие имеет различный эффект на каждого человека. Кто-то поддается воспитанию проще, а кто-то противостоит ему.
Решающее значение имеют определенные ситуации и взаимоотношения между участниками воспитательного процесса.
Построение воспитательных процессов определяется текущим этапом социально-экономического развития общества. Воспитание направлено на передачу социального опыта людей и знаний об основных культурных ценностях. Воспитание создает условия для саморазвития личности и способствует самоопределению и самоутверждению.
Основной целью воспитания является развитие гармонично-развитой личности. Реализация цели достигается путем постановки воспитательных задач, которые выполняют разнообразные воспитательные заведения: семья, детский сад, школа, СМИ и т.д.
Развитие и жизнедеятельность людей на каждой стадии возрастного формирования имеют свое автономное значение с субъективной и педагогической точек зрения.
Возраст человека определяет специфику его физиологических, интеллектуальных, познавательных, мотивационных и эмоциональных характеристик. Их развитие на том или ином возрастном этапе обусловлено историческими, социальными и культурными преобразованиями, затронувшими конкретную группу людей в один и тот же временной период.
В каждом регионе, этносе, национальности имеются свои особые подходы к воспитательному процессу, учитывающие возрастные особенности и субкультуру воспитанников. В этом случае к воспитательной деятельности педагогов и организации процессов воспитания и развития предъявляются серьезные требования к их квалификации и умению применять нестандартные подходы в воспитательной работе.
Знание возрастных особенностей воспитанников, позволяет найти более грамотный и умелый подход к развитию их основных личностных качеств и способствует эффективности воспитательного процесса.
Необходимо принимать во внимание следующие возрастные особенности воспитуемых:
Возрастные особенности определяют постановку разных задач на каждом этапе развития. Воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школах, семье и иных заведениях, занимающихся воспитанием подрастающего поколения, имеет свою специфику построения.
На раннем этапе развития детей дошкольного возраста ставятся такие задачи:
В начальных классах школьных учебных заведений, организация воспитательного процесса направлена на достижение следующих задач:
Одним из сложных и кризисных периодов в развитии личности является подростковый этап. Здесь требуется особый подход в воспитательной деятельности, чтобы достичь эффективности процесса воспитания и достичь нормального развития личности. Основными задачами этого этапа являются:
Следующим возрастным этапом является юношество. Здесь, перед учебным заведением, ставятся такие воспитательные задачи: