Воспитание представляет собой процесс передачи накопленных знаний и навыков, норм и принципов поведения следующему поколению. Воспитание это воздействие на индивида для достижения конкретных целей. Оно осуществляется обществом и его институтами для выработки определенных знаний, умений, взглядов, убеждений, моральных и нравственных ценностей, политической идеологии, адаптации к общественной жизни.
Воспитание относится к важнейшим педагогическим процессам. С этого ракурса, процесс воспитания представляет особым образом разработанное и целенаправленное воздействие педагогов на воспитанника, для выработки у него конкретных качеств и модели поведения. Воспитание проводится в учебно-воспитательных организациях и распространяется на весь образовательный процесс.
Процесс воспитания ориентирован на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитания представлено в виде системного процесса, который имеет составные элементы и их взаимодействие направлено на решение, поставленных целей и задач воспитания.
В современном обществе, традиционные задачи воспитания подвергаются критике. Тенденции социально-экономического развития предопределяют пересмотр задач воспитания.
Система воспитания пассивна и неохотно избавляется от традиционных методик. Но модернизация образовательных и воспитательных задач необходима.
При рассмотрении воспитания как системы, выделяют следующие его основные элементы:
Каждый элемент системы имеет свои конкретные цели и задачи.
Рисунок 1. Задачи воспитания
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, познавательных навыков, склонностей и талантов личности.
Интеллектуальное воспитание осуществляется в учебных заведениях и способствует умственному, нравственному, чувственному и физическому становлению личности, раскрытию ее потенциальных возможностей.
Основной задачей интеллектуального воспитания является передача обучающимся основных научных знаний. Школе отводится определяющая роль для формирования основ мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов личности на окружающую действительность, общественные и личностные ценности, смысл жизни. Оно представляет собой глубинное понимание естественных и общественных процессов, образует умение объяснить действие этих процессов, установить и выразить свою отношение к ним.
Знания должны усваиваться осознанно, чтобы включалась работа логических мыслительных процессов, памяти, внимания, фантазия, развивались умственные способности в целом.
Основными задачами интеллектуального воспитания являются:
Претворение в жизнь задач интеллектуального воспитания происходит с учетом личных и общественных потребностей, с опорой на идеи гуманизма и закономерности умственного и физического становления личности и ее возрастные способности.
Основы физического воспитания присутствуют во всех мировых воспитательных программах. Оно играет очень важную роль в современном мире. Физическое воспитание необходимо для формирования здоровой нации, которая определяет эффективность социально-экономического развития общества и научно-технический прогресс.
Физическое воспитание ориентировано на выработку у молодых людей качеств, требующихся для успешной умственной и профессиональной деятельности.
К основным задачам физического воспитания относятся:
Трудовое воспитание касается тех сторон воспитательного процесса трудовые действия, формируются производственные отношения, человек знакомиться с орудиями труда и их применением на практике. Труд используется как основной фактор становления личности и исследования окружающего мира.
Современные реалии требуют преобразования задач трудового воспитания. Труд в образовательных и воспитательных учреждениях должен представлять собой целенаправленную, осознанную и разнородную деятельность, ориентированную на развитие личности и учитывающую специфические характеристики воспитанников.
Сейчас, получили широкое применение технологии трудового воспитания и образования. Внедряются новые методики трудового обучения и совершенствуется учебные материалы.
Чувственное или эстетическое воспитание направлено на привитие эстетических идеалов, тяге к прекрасному, развитие вкусовых качеств. Задачи данного вида воспитания делятся на две группы: получение теоретических знаний и развитие практических навыков.
Первая группа направлена на приобщения к основным эстетическим ценностям. Основными задачами воспитания в этом случае будут:
Вторая группа задач ориентирована на активную эстетическую работу. Воспитанники интенсивно приобщаются к работе по созданию чего-то прекрасного собственноручно: пение, танцы, рисование, поделки. Это способствует развитию способностей и талантов воспитанников.
Чувственное воспитание занимает в современных школах незначительное место. Поэтому, важным направлением модернизации является укрепление его позиций в учебно-воспитательном процессе.