Развитие речевого дыхания у детей
Любая речь опирается на правильное дыхание. Оно составляет ее фундамент. От правильного дыхания зависит нормальное голосовое и звуковое звучание, плавность и музыкальность речи. Если дыхание верно, то ребенок способен правильно произносить звуки, говорить громко, четко, с интонацией и выражением. В этой связи, работа логопеда над развитием детской речи начинается с постановки правильной дыхательной техники.
Замечание 1
Правильная техника дыхания предполагает возможность делать глубокие вдохи и произносить звуки и их сочетания на выдохе, чтобы распределить воздух точно и целесообразно. Если этот процесс проходит нормально и правильно, то затраты мускульной энергии значительно сокращаются, звучание голоса улучшается и речь становится более плавной и приятной на слух.
Что касается корректировки речи детей младшего дошкольного возраста, то она сопряжена с некоторыми особенностями их развития. Объем их легких еще достаточно мал, а соответственно диафрагмальная мускулатура очень слабо развита. По этой причине возникают следующие сложности с освоением дыхательной техники:
- Дети делают нерациональные выдохи т.е. ребенку не хватает воздуха, чтобы произнести всю желаемую фразу. Его речь прерывается для того, чтобы сделать еще один вдох. А это сопряжено с возникновением еще одной проблемы – забытия того, что хотел сказать. Также, речь ребенка, из-за нерациональных затрат воздуха становится тихой и непонятной к концу предложения.
- Дыхательный аппарат ребенка слабо развит, потому вдохи и выдохи не могут производиться в полном объеме. Таким образом, речь ребенка становится тихой и невнятной вначале и незавершенной в конце предложения. Иногда, дети делают глубокие вдохи перед каждым словом, поскольку им не хватает дыхания для их произношения. Естественно, что правильность речи нарушается.
- Эти проблемы обуславливают необходимость развития речевого дыхания у детей, посредством применения особых методик, дыхательных техник, упражнений.
- Развитие правильного речевого дыхания приводит к тому, что ребенок начинает говорить более спокойно и размеренно, а произносимые звуки будут звучать четко и правильно. Этого можно достичь посредством различных игровых дыхательных методик и специальных логопедических упражнений, направленных на правильную постановку воздушной струи/
Основными задачами по формированию речевого дыхания являются:
- Развитие способностей дышать правильно во время произношения звуковых;
- Укрепление лицевых и грудных мышц;
- Предупреждение заболеваний дыхательной и нервной системы;
- Совершенствование интеллектуальной работоспособности детей;
- Обеспечение формирования нормального звукопроизношения и просодических речевых элементов;
- Развитие мотиваций в заинтересованности к проведению занятий;
- Усвоение лексических и грамматических основ речевого построения.
Дыхательные упражнения имеют важное функциональное значение, поскольку они способствуют формированию правильной, здоровой осанки, улучшают кровообращение и приводят в баланс работу всех систем органов. Поскольку речевое дыхание отличается от обычного своей специфической постановкой, то основной задачей логопеда является его становление и развитие в правильном направлении.
В овладении речевым дыханием принимают участие сознание и воля человека, обеспечивающие контроль за выполнением, необходимой дыхательной задачи. На основе тренировки, речевое дыхание со временем приобретает вид непроизвольного и организованного
Основные правила проведения дыхательной гимнастики
Приоритетное значение в правильном речевом дыхании играет выдох, поскольку все звуки и их сочетания произносятся именно в момент выдыхания. Дыхательная гимнастика нацелена на формирование и закрепление правильного выхода, который должен быть длинным и плавным.
Для формирования целесообразного речевого дыхания важно придерживаться следующих основных правил выполнения дыхательных упражнений:
- Вдох должен проводиться через нос и вдыхать воздух следует небольшими объемами. Чтобы отследить насколько глубоко ребенок делает вдох, нужно наблюдать за расширением его грудной клетки.
- Выдох производится плавно и спокойно и обязательно через рот.
- На выдохе следует избавиться от всего объема воздуха, который был набран на вдохе. При этом важно делать небольшие паузы между выдохами.
- Дыхательная гимнастика должна проводится в помещении, где есть возможность обеспечить нормальную воздушную циркуляцию т.е. регулярно проветривать его.
- Дыхательная гимнастика выполняется на пустой желудок, чтобы избежать возможных приступов тошноты.
- Выбор упражнений зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Чем младше ребенок, тем слабее развит его дыхательный аппарат и тем проще упражнения должны быть избраны.
- Дыхательные упражнения должны проводиться не более 6 минут.
- Важно контролировать проведение гимнастики, следить за напряжением шейных и плечевых мышц ребенка, его бодростью. Переутомлений стоит избегать.
Виды дыхательной гимнастики
Существует огромное количество методик проведения дыхательных упражнений. Их выбор обусловлен конкретными задачами коррекционной работы логопеда и видами речевых дефектов.
Начинать дыхательную гимнастику следует с постановки правильного выдоха, поскольку от него зависит произношение звуков. Для развития правильного выдоха применяются такие виды дыхательных упражнений:
- «цветной дождик» - создается конструкция из лент или серпантина, котрый закрепляется на леске и ребенок дует на них;
- «морская регата» - создаются кораблики из бумаги, запускаются в емкость с водой и посредством дуновения происходит управление их движением по воде;
- «снежок» - из ваты создаются сугробы снега, которые ребенок должен раздуть;
- «магический пузырь» - стандартная игра пускания мыльных пузырей, с помощью покупного набора или самостоятельно приготовленного раствора;
- «спортивные карандаши» - укладывается два карандаша разных цветов и посредством дуновения на них, происходит их перемещение.
Тренировка речевого дыхания происходит при помощи гимнастики, направленной на проговаривания слогов: кап-кап, топ-топ, ау, уа и т.д., Помимо этого используются техники произнесения чистоговорок, чтобы отработать те звуки, которые ребенку даются плохо и учатся небольшие четверостишья.
Рисунок 1.
Для того, чтобы речь ребенка стала звонкой, понятной и четкой, требуется сформировать работу дыхания и голосовых связок. Для этого применяются такие виды упражнений, как:
- «лесенка» - произносят сочетания слогов, например, та-та-та-та с уменьшением или увеличением громкости;
- Подражание животным звукам: мяу, гав, му и т.д.;
- Чтение сказок или стихов. При этом текст должен быть не просто прочитан на одном дыхании, а с изменением интонации, тона, громкости голоса, выражения.