В современных условиях развития общества сохраняются традиции семейного воспитания. Семья считается одним из самых важных и значимых институтов воспитания.
Семья, ее культура и семейные ценности претерпевают изменения вместе с общественными преобразованиями. Более развитое общество требует иных подходов к воспитанию. Это относится и к семейному воспитанию.
На сегодняшний день, современный этап общественного развития, требует перехода на новый уровень нравственного воспитания. Существующее нравственное воспитание не устраивает современное общество и потому семейное воспитание нравственности и духовности является животрепещущей проблемой.
Нравственное воспитание в семье должно быть ориентировано на развитие в ребенке способности не только брать, но и отдавать, чувств доброты, бескорыстия, желания помогать другим людям, быть честным, отзывчивым и милосердным.
Нравственное воспитание в семье сопряжено с любовью к своему ребенку. Она проявляется в непрерывном ознакомлении с его желаниями, стремлениями и потребностями, изучение его способностей и возможностей, а также создание благоприятной атмосферы для его развития. Любовь к ребенку связывается с удовлетворением потребностей родителей в саморазвитии и самосовершенствовании.
Основными условиями духовно-нравственного воспитания в семье являются:
Семейное воспитание нравственности направлено на выработку основных нравственно-волевых свойств личности:
Волевые качества должны закладываться с ранних лет, а поскольку семья является основным институтом воспитания в раннем возрасте, то именно ей отводится основная роль в привитие этих качеств.
Если эти качества окажутся неразвитыми в ребенке, то в последствие это может привести к серьезным проблемам его развития и социализации. Ребенок может вырасти ленивым, безответственным, неуверенным в себе, эгоистом. Также, это приводит к неспособности в будущем самостоятельно справляться с трудностями и противостоять внешним отрицательным факторам. Кроме того, это может привести к проблемам с обучением и дисциплиной.
Семья приобщает ребенка к трудовой деятельности. При этом, нравственное значение труда просматривается в семье наиболее полно. Ребенку поручается выполнение простых трудовых заданий, выполняя которые он понимает, что его труд важен и полезен для семьи. В процессе трудовой деятельности осуществляется нравственное развитие и формирование основных нравственных свойств личности. Поэтому трудовая деятельность ребенка в семье должна носить нравственные ориентиры т.е. ребенок должен помогать, проявлять заботу и внимание к другим членам семьи, сопереживать. Трудовые задания должны строиться таким образом, чтобы стимулировать ребенка к их доведению до конца и развивать желание быть полезным и выполнять трудовые поручения ежедневно.
Воспитание ребенка в семье проходит ежеминутно. Родители не обязательно должны присутствовать в доме и что-то объяснять ребенку, чтобы он усваивал нравственные и духовные качества и развивался как личность. Климат в семье и взаимоотношения между ее членами во многом определяют эффективность нравственного семейного воспитания. Ребенок наблюдает и копирует поведение родителей и потому от их нравственного развития зависит и формирование его духовно-нравственных качеств. Для каждого ребенка, семья является местом, где происходит формирование основных моральных свойств личности и вырабатываются ориентиры взаимоотношений с окружающим миром.
Рисунок 1.
Чтобы в процессе семейного воспитания у ребенка закладывались основные моральные и нравственные принципы и он духовно развивался, требуется соблюдения ряда условий и применения особых способов воспитательного воздействия: