В конце XIX века на волне появления в Европе новых типов образовательных учреждений, в России появляется первый бюджетный «народный садик». Он был открыт в 1866 году с помощью благотворительного общества «Дешевые квартиры», был рассчитан для детей из семей низшего сословия и располагался в городе Санкт-Петербург. В этом же году А.С. Симонович открыла для интеллигенции платный садик.
Начало XX века ознаменовалось открытием многих платных детских садов для буржуазии, и приютов, садов, площадок для детей из низших слоев общества, детей-сирот.
В тот же период была создана методика дошкольного образования, а первым журналом, в котором были опубликованы системы и методы обучения детей дошкольного возраста, был «Детский сад», под редакцией А.Симонович. Авторитетность данного журнала подчеркивало участие в его деятельности выдающегося педагога К.Д. Ушинского.
В Санкт-Петербурге в 1871 году было создано общество целью которого являлась квалицированная помощь в подготовке женщин-воспитательниц. К 1914 году в нашей стране функционировала несколько десятков учреждений дошкольного образования. В период с 1913 по 1917 года президентом Санкт-Петербуржского Общества помогающего дошкольному воспитания, была известная российская педагог Тихеева Елизавета Иванова. Она занималась изучением вопросов, касающихся дидактики и методов начального обучения. С 1913 года под её руководством был садик, созданный «Обществом содействия дошкольному образованию», которым она после управляла в период с 1917 по 1928 года.
Дошкольное образование в России – это процесс обучения, воспитания и развития а также присмотра и ухода, оздоровления детей дошкольного возраста с 2 месяцев до 7 лет.
Началом развития дошкольного образования в нашей стране считается дата 20 декабря 1917 года (день октябрьской революции), в этот был создан и подписан документ «Декларация по дошкольному образованию». Этот документ отражала основные идеи и принципы советской системы дошкольного образования, такие как:
В 1918 году на платформе Высших Московских женских курсов, с инициативы профессора Корнилова К.Н. был создан второй по счету Московский Государственный Университет (МГУ), в котором был организован факультет с дошкольным отделением.
Важным событие в развитии подготовки воспитателей дошкольных учреждений, стал всероссийский съезд по вопросам дошкольного образования, состоявшийся в 1919 году, в городе Москва.
«Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, и явилась первой в своей направленности. В 1938 года был создан «устав детского сада», в котором определялись задачи работы, структура и особенности функционала дошкольных учреждений. Также было создано «Руководство для воспитателей детского сада», в котором описывались методические указания для системы работы с детьми.
После Великой Отечественной Войны развитие дошкольного образования продолжилось, с уклоном коммунистической идеологии в сторону полного замещения семейного воспитания. В 1959 году образовалось новое направление в дошкольном образование – ясли-сад, где по желанию родителей, ребенок мог начать воспитываться в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В начале 60-х годов, образовалась комплексная программа воспитания в учреждениях дошкольного возраста, которая стала обязательным документом, вобравшим в себе правила и наработки, этот документ стал единым для дошкольного образования.
На пороге 80-90хх годов произошло реформирование в системе образования, что привело к возникновению «Концепции дошкольного образования». В ней выделялось четыре основных принципа, которые являются основой для оценки дошкольного образования:
Корнилов Константин Николаевич (годы жизни с 1879 по 1957) – был советским психологом-педагогом, академиком АПН РСФСР (1943), он уделял значительное внимание взаимоотношениям педагогики и философии. В 1920-е годы занимался разработкой концепции реактологии, которую противопоставлял марксисткой психологии. После прошедшей в конце зимы 1931 года дискуссии на тему реактологии, отказался от этих взглядов на выдвигаемые им мысли касающиеся реактологии.
Содержания направленные на развитие ребенка включает в себя: физический фактор, познавательно речевой фактор, социально личностный фактор, художественно эстетический фактор.
Детский сад и протекающая в нем педагогическая деятельность, опирается на стремление к целостному развитию личности, её талантов и способностей.
Для определения объекта и предмета дошкольной педагогики, следует обратить на следующие отрасли: присутствие объекта в отношении которого будет проводиться исследование, наличие категорий и методов исследования.
Поэтому следует вывод, что дошкольное образование это направленность в педагогическом процессе науки, которая изучает развитие воспитанника дошкольного возраста, когда он находится в специально организованных педагогических условиях.
Дошкольное образование образует большое значение в жизни населения и его развитии. В период нахождения ребенка в его первом образовательном учреждении, родители должны уделять внимание к изменениям в психики. Новая среда обитания, новые люди, оказывают гипнотическое влияние на подсознание ребенка. Что в дальнейшем может привести к не обратимым изменениям в его жизни. Именно период дошкольного образования становится решающим моментом в раскрытие в ребенке заложенных талантов. Со стороны родителей требуется максимальная вовлеченность в этот процесс.