Дисфония представляет собой нарушение голоса, проявляющееся в охриплости, гнусавости и сиплости голоса. Голосовые изменения обусловлены нарушениями в функционировании голосового аппарата. При полной потери голоса т.е. невозможности произношения ни одного звука патология имеет название афонии.
Потери голоса наблюдаются как у взрослых людей, так и у детей. Если дисфония возникает в детском возрасте, то это связано с врожденными нарушениями в работе гортани, в связи с неправильным построением ее хрящей. Это приводит к тому, что вход в гортань открывается не полностью, что приводит к нарушению дыхания, которое служит основой для речевого произношения.
Также, заболевание может развиться из-за сосудистых нарушений в строении гортани – развитием гортанных опухолей. Это связано с внутриутробными нарушениями в развитии плода, а именно неправильным развитием лимфатических и кровеносных сосудов.
Помимо этого, причинами развития дисфонии могут быть связаны с неправильным развитием голосовых складок. Если они являются следствием врожденного дефекта, то симптомами проявления дисфонии становятся приступы отдышки, появление хрипоты и стридоры.
Одной из причин развития дисфонии являются хронические аллергии, воспалительные процессы, онкологические заболевания, а также нарушения в области неврологии в отделах гортани или нижних дыхательных путях.
Заболевание проявляется в виде голосового дисфункционирования. При начальном развитии патологии, у больного появляется хрипота в голосе. При этом происходит изменение тембра голоса и его тональности. У взрослых пациентов, заболевание проявляется громкостью и грубостью голоса на вдохе и выдохе. Это связано с сужением прохода, через который проникает воздух в гортань. Речь становится не совсем понятной для восприятия.
В настоящее время существует несколько вариаций классификации дисфонией, обусловленных спецификой прохождения заболевания.
Выделяют две основные формы дисфонии:
Функциональная дисфония – связана с наличием невротических процессов в организме. При ее протекании не возникает воспалений гортани и серьезных патологий. Нарушения в работе голосовых связок имеют разлиную форму проявления. В этой связи выделяют несколько разновидностей функциональной дисфонии:
Органическая дисфония – возникает в результате воспаления связок гортани. Как правило обнаруживается после перенесения заболевания – ларингита, ларинготрахеита. Заболевание носит временный характер – проходит после устранения воспалительного процесса.
Как и любой сложный речевой дефект, дисфония требует системного подхода к лечению. Это значит, что следует применять методы медицины, логопедии, психиатрии для эффективности борьбы с недугом.
Логопедическая терапия по устранению дисфонии нацелена на совершенствование процессов выносливости функционирования голосового аппарата и становление умений устойчивой фонации.
Программа лечения подбирается, исходя из характера имеющегося дефекта. Функциональная дисфония отлично корректируется логопедическими методиками. Для ее коррекции применяются процедуры фонопедии, дыхательная и артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.
Работа логопеда направлена на:
Чтобы активизировать работу голосовых складок проводится специальная гимнастика. Она связана со стоном и копированием мычания и воркования, кашля, произнесение звука а одновременно с проведением массажа гортани. Когда произносятся звуки, то акцент делается на легкости произношения, правильности и привлекательности голосового звучания.
Если привести в действие тактильно-вибрационный, визуальный и слуховой контроль, то становится возможным настроить голос на звонкое звучание.
Сила голоса является персональной особенностью и развивается постепенно. Сначала работа логопеда направляется на постановку гласных звуков, слогов, слов и фраз на повышенных тонах. При этом нельзя допускать усиленного форсирования звуков и избегать возникновения неприятных ощущений.
Когда происходит коррекция тембра голоса, то происходит постановка интонации и выразительности речи.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения на развитие мышц челюсти, неба, голосовых складок. Проводятся упражнения на зевание, покашливание, жевание, открытие и закрытие ротовой полости, глотание воды, выполнение движений, подражающих полосканию горла, повороты головы с произнесением звуков, языковые движения при произношении гласных звуков.
В логопедической коррекции распространение получила методика беззвучного проведения артикуляционной гимнастики. Она ориентирована на расслабление оральной мускулатуры и добиться скоординированности движений челюсти, губ и языка. Для этих целей целесообразно также проводить различные виды самомассажа. Это помогает подготовить голосовой аппарат к стадии постановки голоса, снимает мышечное напряжение и придает бодрость.