Дислалия в логопедии


Дислалия в логопедии

Понятие дислалии

Определение 1

Дислалия представляет собой звуковой дефект в рамках речевого произношения.

Замечание 1

Надо заметить, что такой дефект может существовать при абсолютно нормальном слухе и остальных компонентов речевого аппарата.

В рамках дислалии (звуковых дефектов) можно выделить: искажение слов, звуков, часто один звук заменяют другим, также происходит смещение звуков в словах, некоторые звуки выпускают из слов совсем.

Дислалия характерна для детей дошкольного и школьного возраста (обычно начальные классы).

Также выделяют два типа дислалии:

  • Дислалия функционального типа. В данном случае неправильное произношение звуков не обусловлено наличием, каких – либо физических дефектов. Обычно дети путают звуки по иным причинам: им проще так выражаться, либо это связано с подражанием, какому – либо герою мультфильма, психологическими особенностями и т.д. Бороться с дислалией функционального типа несложно, главное найти правильный подход в лечении детей с такими особенностями. Надо заметить, что чаще всего такой тип дислалии характерен именно для детей, а не взрослых;
  • Дислалия механического типа. В данном случае звуковые дефекты в речи связаны именно с физическими отклонениями. Такие проблемы существуют обычно в области речевого аппарата: зубов, строения челюсти, языка или неба и т.д. Бороться с таким типом дислалии сложно, так как логопедия не всегда способна исправить данные дефекты, без привлечения хирургического вмешательства.

Также надо заметить, что при функциональной дислалии обычно речь страдает в рамках произношения отдельных звуков, а при механической дислалии целый ряд звуков.

Дислалия в логопедии

Логопедия, как наука, корректирующая разнообразные речевые дефекты, также занимается лечением дислалии.

Логопедия, пытается исправить звуковые дефекты (дислалию) в несколько этапов:

  • Обследование пациента логопедом. Для начала логопед должен обследовать пациента с медицинской точки зрения, то есть определить физические, психические нарушения, которые есть у человека. То есть определить возможные механические дефекты. Далее, когда проведен медицинский осмотр и понятны основные причины возникновения звуковых дефектов, логопед должен установить контакт с пациентом. Также, чтобы лечение было эффективным необходимо подходить к нему осознанно, особенно со стороны пациента, он должен четко понимать, что он желает проходить курс лечения, и что необходимо будет выполнять все предписания логопеда. В дальнейшем, когда согласие пациента получено, логопед разрабатывает систему индивидуального лечения пациента, на основании выявленных результатов обследования;
  • Этап подготовки пациента. На данном этапе логопед внедряет в программу лечения несложные упражнения, чтобы понять степень и уровень заболевания, а также то, насколько пациент готов к работе. Что у него получается, а что нет. В данных упражнениях проверяется внимание пациента, память, слуховые возможности, проводиться контроль слухового аппарата. Также логопед подготавливает речевой и слуховой аппарат к выполнению более сложных упражнений;
  • Этап, на котором идет постановка основных звуков. Логопед при помощи разнообразных упражнений ставит звуки. Надо заметить, что для начала обычно ставят не более двух звуков. Постановка их может осуществляться не только при помощи упражнений, также можно показывать пациенту видео занятия или аудио занятия, где он может слышать и видеть именно правильное произношение, которое должно быть, в дальнейшем он повторяет эти звуки самостоятельно. Также логопед рассказывает о правилах произношения тех или иных звуков;
  • Этап, на котором все поставленные звуки подлежат автоматизации. Автоматизация подразумевает отработка звуков на таком уровне, чтобы пациент, не задумываясь, произносил их правильно. Автоматизация может быть открытых или закрытых отдельных звуков, также этих звуков в словах и тексте. Автоматизация – это длительный процесс, который длиться ни одно и не два занятия, это долгая и упорная работа, которую ежедневно проделывает логопед с пациентом. Итогом автоматизации звуков должны быть их правильное произношение в свободном общении пациента;
  • Этап, на котором все проблемные звуки можно дифференцировать в свободном общении. Так, вся проделанная работа логопеда и пациента должна быть завершена таким образом, чтобы все звуки, которые человек не мог произносить, могли свободно дифференцироваться в свободной речи. Когда пациент может свободно общаться, и при этом звуковые дефекты будут практически отсутствовать, тогда можно сказать, что работа логопеда завершена успешно.

Дислалия может быть разной степени тяжести. Так, обычно выделяют:

  • Дислалию слабой степени тяжести, когда пациент не выговаривает несколько звуков, причем причиной, обычно служит нежелание учиться правильно это делать. Такая степень дислалии чаще всего возникает у детей младшего возраста и связана она с психологическими барьерами. В данном случае логопеду необходимо просто найти верный психологический подход к ребенку. Лечение данной степени заболевания, как правило, длится недолго (до 1 месяца);
  • Дислалия средней степени. В данном случае заболевание имеет достаточно серьезную форму психологического или физического заболевания. Логопед, чаще всего, разрабатывает программу лечения на несколько месяцев, причем она включает в себя разнообразные формы и методы лечения;
  • Дислалия тяжелой степени тяжести. Такая дислалия лечиться очень долго, либо не излечима в принципе. Задача логопеда в данном случае либо максимально откорректировать речь пациента, либо, если это возможно излечить его полностью. Процедура лечения в данном случае может занимать несколько лет, поэтому система упражнений может периодически меняться в зависимости от того, есть ли улучшения у пациента или нет.
Замечание 2

Таким образом, дислалия – это дефект, связанный с нарушением звуков в речевых компонентах, данное заболевание может быть полностью излечимо логопедами.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :