Дидактика Ушинского


Дидактика Ушинского

Основные положения дидактики

Определение 1

Дидактика - это часть науки педагогики, которая изучает теоретические основы образовательного процесса.

Дидактика формирует принципы, основные положения, методы и способы образования, которые позволяют повысить эффективность образовательного процесса в целом.

Замечание 1

Основная цель дидактики – это построение правильного и логичного процесса образования на основании современных способов и тенденций в педагогической науке.

Объектом дидактики являются теоретические основы, на которых строится образовательный процесс. Теоретические основы в педагогике известны давно, они разрабатывались и предлагались ведущими педагогами мирового сообщества. Однако надо заметить, что подходы в образовании необходимо менять, так как меняются средства образования, способы и возможности получения новой информации. Вслед за этими изменениями необходимо и корректировать теоретические основы педагогики, иначе они станут не актуальными и не эффективными.

Замечание 2

Предметом дидактики являются все проблемные места, которые существуют в теоретическом материале науки педагогики.

Проблем на сегодняшний день в образовании достаточно много, наибольшее внимание требует проблема, которая затрагивает интересы современных студентов. Так, технологический прорыв требует от новых специалистов знаний, которые могли бы быть конкурентоспособными на рынке, но материально – техническая и теоретическая база образовательных учреждений не может готовить специалистов высокого уровня, также нет и современной теоретической базы.

Данная проблема носит глобальный и повсеместный характер. Для решения этой проблемы правительство и педагогическое сообщество подготовили проект, в котором все современные предприятия, действующие на рынке, должны сотрудничать с учебными заведениями, предоставлять им материально – техническую базу с целью подготовки высокоспециализированных специалистов в конкретной области. Данные специалисты в дальнейшем будут формировать кадровый состав этих же предприятий. Таким образом, перед дидактикой стоит множество целей и задач, которые направлены на разрешение современных проблем в рамках образовательного процесса.

Дидактика Ушинского

Каждый ученый и педагог имеет свое видение относительно основных принципов и положений дидактики.

Так, выделяются взгляды Ушинского на дидактику в педагогической деятельности. Большинство педагогов отмечают глубокий смысл и оригинальный подход в трактовке основных положений дидактики Ушинским.

Ушинский говорил о том, что весь процесс получения знаний необходимо строить исключительно в рамках двух параметров:

  1. Первый параметр – это возраст обучающихся. Так как человек в разном возрасте может воспринимать и запоминать информацию по – разному, необходимо весь процесс обучения делить на этапы в зависимости от возрастной категории учащихся. Не стоит учить детей в раннем возрасте наукам, которые они просто не смогут освоить в виду умственного развития на определенном возрастном этапе;
  2. Второй параметр – это психологические особенности обучающихся. Все дети разные не только по возрасту, но и по психологической устойчивости, восприятию мира и т.д. В связи с этим необходимо искать индивидуальный подход к каждому ребенку, с терпением относится к тому, если у кого – то что-то не получается, педагог должен помочь всем детям освоить учебный материал в той степени на сколько они способны.

Также Ушинский дал полное описание процесса внимания детей в рамках образовательного процесса, что послужило основным принципом построения современного образования.

Итак, Ушинский выделял два вида внимания у детей на занятиях:

  • Активное внимание, которое считается главным в образовательном процессе, так как именно в рамках этого внимания усваивается основной учебный материал. Однако активное внимание считается, по мнению Ушинского, произвольным вниманием, которого трудно добиться и сложно долго удерживать;
  • Пассивное внимание. Такое внимание, как считал Ушинский, является непроизвольным вниманием, поэтому его необходимо развивать при помощи разнообразных способов и приемов со стороны педагога. Пассивное внимание невольно развивает и активное внимание, поэтому так важно уделять внимание ему тоже.

Принцип наглядности в дидактики Ушинского

Ввиду того, что дети имеют разные психологические и возрастные особенности Ушинский предлагал активно использовать принцип наглядности в образовании.

Принцип наглядности – это использование в обучении наглядных материалов, которые способны формировать у детей более ясные и понятные представления чем – либо.

Также важно педагогам на занятиях применять самые разнообразные наглядные средства обучения, к которым можно отнести:

  • Картинки, схемы, плакаты и рисунки. Преподаватель может заранее подготовить по теме разного рода материал: картинки с изображениями, схемы, рисунки или готовые плакаты, на которых будет отображаться информация по изучаемому материалу;
  • Учебные пособия: учебники, рабочие тетради, книги, методические разработки и т.д. Это все также относится к наглядному материалу, без которого освоить предмет очень сложно. Учебные пособия можно отнести к основному наглядному материалу, который существовал и существует до сих пор;
  • К современным наглядным материалам можно отнести: электронные учебники, книги, учебные пособия, видеофайлы, фильмы, компьютерные программы и т.д. Современное образование переходит на новый формат наглядного обучения, которое невозможно предположить без компьютерных и информационных технологий.

Все перечисленные наглядные пособия являются неотъемлемым элементом современного образования, поэтому можно сказать, что Ушинский смотрел в будущее, говоря, что без наглядности процесс образования практически не имеет смысла.

Таким образом, дидактика Ушинского является основополагающей и в рамках современного образования, ее принципы и положения реализуются и в современной программе образования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :