Дидактика - это часть науки педагогики, которая изучает теоретические основы образовательного процесса.
Дидактика формирует принципы, основные положения, методы и способы образования, которые позволяют повысить эффективность образовательного процесса в целом.
Основная цель дидактики – это построение правильного и логичного процесса образования на основании современных способов и тенденций в педагогической науке.
Объектом дидактики являются теоретические основы, на которых строится образовательный процесс. Теоретические основы в педагогике известны давно, они разрабатывались и предлагались ведущими педагогами мирового сообщества. Однако надо заметить, что подходы в образовании необходимо менять, так как меняются средства образования, способы и возможности получения новой информации. Вслед за этими изменениями необходимо и корректировать теоретические основы педагогики, иначе они станут не актуальными и не эффективными.
Предметом дидактики являются все проблемные места, которые существуют в теоретическом материале науки педагогики.
Проблем на сегодняшний день в образовании достаточно много, наибольшее внимание требует проблема, которая затрагивает интересы современных студентов. Так, технологический прорыв требует от новых специалистов знаний, которые могли бы быть конкурентоспособными на рынке, но материально – техническая и теоретическая база образовательных учреждений не может готовить специалистов высокого уровня, также нет и современной теоретической базы.
Данная проблема носит глобальный и повсеместный характер. Для решения этой проблемы правительство и педагогическое сообщество подготовили проект, в котором все современные предприятия, действующие на рынке, должны сотрудничать с учебными заведениями, предоставлять им материально – техническую базу с целью подготовки высокоспециализированных специалистов в конкретной области. Данные специалисты в дальнейшем будут формировать кадровый состав этих же предприятий. Таким образом, перед дидактикой стоит множество целей и задач, которые направлены на разрешение современных проблем в рамках образовательного процесса.
Каждый ученый и педагог имеет свое видение относительно основных принципов и положений дидактики.
Так, выделяются взгляды Ушинского на дидактику в педагогической деятельности. Большинство педагогов отмечают глубокий смысл и оригинальный подход в трактовке основных положений дидактики Ушинским.
Ушинский говорил о том, что весь процесс получения знаний необходимо строить исключительно в рамках двух параметров:
Также Ушинский дал полное описание процесса внимания детей в рамках образовательного процесса, что послужило основным принципом построения современного образования.
Итак, Ушинский выделял два вида внимания у детей на занятиях:
Ввиду того, что дети имеют разные психологические и возрастные особенности Ушинский предлагал активно использовать принцип наглядности в образовании.
Принцип наглядности – это использование в обучении наглядных материалов, которые способны формировать у детей более ясные и понятные представления чем – либо.
Также важно педагогам на занятиях применять самые разнообразные наглядные средства обучения, к которым можно отнести:
Все перечисленные наглядные пособия являются неотъемлемым элементом современного образования, поэтому можно сказать, что Ушинский смотрел в будущее, говоря, что без наглядности процесс образования практически не имеет смысла.
Таким образом, дидактика Ушинского является основополагающей и в рамках современного образования, ее принципы и положения реализуются и в современной программе образования.