Характеристика дидактики высшей школы
Дидактика в переводе с греческого означает «обучающий».
Определение 1
Дидактика представляет собой раздел или целое направление в педагогической науки, который изучает ее теоретическую сущность (принципы обучения, основные положения, аспекты, методики и т.д.).
Также в дидактике высшей школы (основными представителями которой являются В.О. Попков и О.В. Коржуев), выделяют две основные функции:
- Научно – теоретическая функция дидактики. Данная функция позволяет более подробно изучать и анализировать весь педагогический опыт, который накоплен годами, также эти знания систематизируются, выводятся закономерности теоретического и научного характера. Каждому действию в педагогике необходимо найти научное объяснение;
- Конструктивно – технологическая функция дидактики высшей школы заключается в правильной организации и построении учебного процесса и всей системы образования. Правильность подразумевает разнообразные способы, методы и модели, которые могут быть использованы для эффективного процесса образования на практике. Также данная функция дает объяснение тем принципам и положениям педагогического процесса, который должен происходить на современном этапе развития образования.
Замечание 1
Основными категориями дидактики высшей школы являются: непосредственно само обучение учащихся, процесс преподавания и учение.
Обучение учащихся представляет собой процесс, в ходе которого ученик может приобрести определенные знания и навыки, умения. Современное обучение носит систематический характер.
В основе процесса обучения заложен принцип «преподавание – обучение».
Преподавание – это процесс передачи знаний от учителя к ученику. Преподавание осуществляется непосредственно педагогом, который располагает знаниями в определенной отрасли или предмете. Помимо знаний педагог должен обладать и личными качествами: коммуникабельность, активность, уважение к окружающим, любовь к детям, высокий уровень культуры и развития.
Сам процесс передачи знаний характеризуется:
- Непосредственной передачей информации от педагога к ученику. Информация может быть самая разнообразная, теоретические, практические знания или опыт;
- Организацией учебного занятия в рамках целей и задач педагогики. Педагог несет ответственность за то, как организован процесс получения знаний, в каком виде и какого качества будет предоставлена информация на занятиях, какие средства обучения используются и т.д.;
- Оказанием помощи учащимся в процессе получения образования. Так как процесс обучения достаточно сложный, у учащихся разная степень умственных способностей, ввиду этого педагог должен оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается (например, помогать решать практическую работу, задачи, выполнять различные опыты или выстраивать схемы и т.д.);
- Педагогу также необходимо постоянно стимулировать интерес учащихся к своему предмету, это можно делать разными способами и методами: показывать результат той или иной деятельности (лучше всего результат творческой деятельности). Например, в рамках специальности «гостиничный сервис» можно не только обучать детей теоретическому материалу, но и устроить мастер – класс по плетению различных фигурок из салфеток или полотенец, что поднимет общий интерес группы к такому занятию;
- Педагог также должен грамотно и правильно оценивать результаты учебной деятельности обучающихся. Для этого в нашей стране введена пяти балльная шкала оценок, где пять баллов считается самой высокой отметкой в образовании, два балла – самой низкой.
Итак, педагог – это основное звено процесса образования. В ходе обучения педагог должен установить и наладить связь со всеми учащимися, передать им необходимую информацию, опыт и знания, а также правильно оценить усвоенные знания обучающимися.
Учение – это непосредственная деятельность студентов в процессе получения образования.
Учение состоит из нескольких основных элементов.
Первый элемент – это получение знаний от педагогов, далее применение этих знаний на практике, отработка навыков и умений. Любое учение бесполезно, если его невозможно применить в реальной жизни. Поэтому главным достижением в процессе образования является неполучение знаний, а возможность их правильно использовать в трудовой деятельности.
Второй элемент – это работа над собой и воспитание самостоятельности. Каждый студент должен не только перенимать знания от преподавателя в процессе обучения, но и пытаться самостоятельно их интерпретировать, необходимо пробовать разрешить большинство задач самостоятельным путем, находя в процессе поиска решения новые методики и способы.
Третий элемент – это осмысление учащимися сути процесса образования, получения знаний и навыков. Также необходимо чтобы каждый студент лично понял, зачем ему полученный опыт, навыки и умения, как они могут повлиять на его жизнь и общественную среду.
Задачи дидактики высшей школы
К задачам дидактики высшей школы можно отнести:
- Прежде всего, необходимо обосновать сущность образования с научной точки зрения. То есть зачем образование нужно вообще, зачем получать его именно в специальных учебных заведениях, а не самостоятельным образом, что дает образование. Для этого необходимо анализировать большое количество теоретического и практического материала, делать обоснованные выводы и т.д.;
- Также важно постоянно совершенствовать методики образования. Это связано с тем, что на сегодняшний день во всем мире и в образовании в том числе, появляются новые технологии, которые требуют нового подхода в работе и мышлении. Чтобы освоить данную технику и технологии необходимо готовить специалистов широкого профиля, а также с расширенными границами логического мышления.
Таким образом, дидактика высшей школы – это особое направление в педагогике, которое отвечает непосредственно за процесс получения и усвоения знаний учащимися в процессе образования. Также дидактика направлена на расширение границ мышления и самообразования учащихся.