Развитие дидактики обуславливается социально-экономической спецификой развития общества. Концепции дидактики разрабатываются, исходя из образовательных потребностей общества на том или ином этапе исторического развития.
Первые дидактические идеи были высказаны еще в глубокой древности. В эпоху античности, в Древнем Риме и Греции были разработаны достаточно развитые образовательные системы. Уже в те времена имелась целая сеть школ, которые имели определенным образом построенную систему обучения.
Термин «дидактика» имеет греческие корни. Он происходит от двух слов слов didactios — поучающий и didasko — изучающий. Этот термин был введен в практику использования в 1613 году педагогом немецкого происхождения В. Ратке. Он был последователем природосообразного обучения, но не учитывал в своих теориях роли учащихся в учебном процессе. Его теории касались применения лекционных форм обучения, с применением наглядных образцов.
В 1657 году была выпущена первая фундаментальная разработка, включающая теоретические положения образовательного процесса. Труд получил название «Великая дидактика» и был создан педагогом и основоположником педагогической науки Я.А. Коменским. Педагог рассматривал дидактику как искусство обучения и воспитания. В современных условиях, вопросами воспитания занимается в основном педагогическая наука. Дидактика занимается теоретическими разработками основ обучения.
В своем труде Я.А. Коменский исследовал первостепенные вопросы теории обучения, а именно:
Свою теорию обучения Я.А. Коменский разработал на основе принципа природосообразности воспитания. Им была разработана новая система обучения, которая базировалась на учете индивидуальных свойств личности и возраста учащихся.
В своих трудах, великий педагог критиковал систему, существовавшего школьного обучения, основанную на привитии чужих знаний и не акцентировании внимания на развитии собственного мировоззрения. Это, по мнению Коменского, было обусловлено использованием ошибочных методов и технологий обучения. Это проблема так и не разрешена до конца и в современном мире. Современные дидактические теории занимаются поиском новых методик обучения, ориентированных на личностное развитие.
Коменский положил начало дидактическим разработкам, которые были продолжены швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци. Ими были введены новые разработки, прямо противоположные классической системе обучения, где дети повторяли действия педагога. Песталоцци предложил акцентировать внимание на использовании материала, доступного для восприятия детьми и наблюдения за ним для целей познания. Процесс обучения предполагалось строить на базе развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся.
Основную роль в процессе обучения Песталоцци отводил таким средствам как упражнения, наблюдение, рисование, поделки, проведение измерений и т.д.
Песталоцци принадлежит разработка концепции элементарного обучения, который проходит индуктивным способом: от простого к сложному.
Огромное воздействие на становление дидактической науки оказали теоретические идеи И.Ф. Гербарта. Его теория была основана на ориентации на интеллектуальном развитии учащихся. Им были рассмотрены и проанализированы многие дидактические проблемы:
Организацию учебного процесса, ученый рассматривал как классическую модель, где ведущая роль принадлежит педагогу, направляющему свое педагогическое воздействие на ученика.
В середине XIX столетия немецким педагогом Ф. Дистервегом был заложен фундамент системы развивающего обучения, выраженный посредство системы дидактических правил. В его концепции ведущее место отводилось наглядности, доступности, прочности обучения, осознанному восприятию и запоминаю научной информации. Им были разработаны рекомендации для педагогов, позволяющие совершенствовать методический уровень и применять оптимальные методы в учебном процессе.
В конце XIX столетия К.Д. Ушинским была разработана полная дидактическая система. В своих исследованиях он опирался на теоретические концепции психологии и физиологии. Он в полной мере проанализировал проблемы содержания образования и обучения, важность проведения учебного процесса на родном языке, значимость педагога в учебном процессе, принципы обучения, исследовал развивающую сторону обучения и необходимость воспитательных мероприятий, выявил цели и задачи образования и акцентировал внимание на создании системы народного образования.
В современном значении, дидактика представляет собой отрасль педагогической науки, которая занимается исследованием проблем образования и обучения и предлагает новые теории обучения, включающие его оптимальную организацию, соответствующую требованиям и задачам развития образования на современном этапе.
В настоящее время первостепенными направлениями развития образовательной сферы являются:
В настоящее время происходит информатизация всех сфер общества, в том числе и образовательной. Информатизация образовательной системы ориентирована на удовлетворение образовательных, информационных, технологических и коммуникативных потребностей всех участников учебного процесса. Организация обучения претерпевает серьезные изменения. Например, распространяется дистанционное обучения, обучение при помощи интернет-технологий и создания онлайн-сервисов образования, разрабатываются учебные методические пособия и учебная литература в электронном формате, создаются индивидуальные программы обучения, ориентированные на определенные особенности и потребности учащихся, а также специфику их развития.
В образовательную сферу внедряются современные средства и методы обучения, которые соответствуют мировому уровню научного-технического развития и создают предпосылки реализации эффективных стратегий для достижения основных целей и задач образования.
Основными задачами дидактики на современном этапе являются: