Деятельностный подход основан на том, что построение и управление процессов обучения и воспитания рассматривается в контексте жизнедеятельности определенного субъекта, а именно: учитываются его
Деятельностный подход направлен на сравнение и определение влияния функционирования воспитательной деятельности и образовательных процессов на становление личности воспитанника, его профессиональной ориентации. Происходит сопоставление их функций и значения.
В этом подходе деятельность не рассматривается как таковая, а лишь, в качестве ресурса, необходимого для формирования и развития личности.
В процессе применения особых приемов, методов и способов организации воспитательной работы происходит развитие нормальной личности или деятельностного человека, способного к конструированию, выбору, анализу и сравнению различных видов деятельности, соответствующих его природным задаткам, потребностям и интересам.
Деятельностный подход по своей структуре представлен двумя основными элементами:
Деятельностный подход в педагогике сформировался на базе деятельностного подхода психологии. В психологии, такой подход рассматривался на основе различий внешней и внутренней деятельности. внешняя деятельность осуществляется на основе взаимодействия органов человеческого тела – рук, ног и т.д. с предметами, а внутренняя деятельность основана на умственных действиях с мысленными образами и представлениями.
Основоположником деятельностного подхода в психологии был А.Н. Леонтьев. Он рассматривал внутреннюю деятельность вторичной, а внешнюю первичной. Им было абсолютизировано значение деятельности, в приоритете внешней, в процессе личностного формирования.
Понятие «деятельность» он предлагал заложить в качестве фундамента всей психологической науки. В итоге, его концепции легли в основу возрастной и педагогической психологии и педагогического научного знания. Таким образом, его теории стали базой для формирования деятельностного подхода в педагогике
Деятельностный подход базируется на следующих основных аспектах:
Естественно, что не любая активность является деятельностью в воспитательном плане. Механизм воспитания базируется на творческой и познавательной активности, которая может привести к преобразованию, существующей действительности, личностному саморазвитию, формированию новых целей и задач и смыслового содержания того или иного процесса.
Помимо этого, механизм воспитания основан на способности и стремлении личности действовать не только в рамках определенного плана, самостоятельно и осознанно действуя, но и стремиться к инновациям, новым направлениям в рамках текущей деятельности.
Методы воспитательной деятельности ориентированы на достижение конкретного воспитательного результата, характеризующегося эффективностью и актуальностью. Предполагается, что наибольший воспитательный эффект будет получен от приоритетного вида деятельности и производных от нее многообразных ее типах.
Модификация, применяемых методик основана на ведущей идее деятельностного подхода, выражающейся в самой сущности обучения и воспитания. В этой связи, методика воспитания рассматривается, как основа движения ребенка к личностному развитию.
Методика воспитания в разных возрастных периодах зависит от особенностей развития ребенка, в каждом из них.
На дошкольном этапе развития, преобладающим видом деятельности ребенка является игровая деятельность. В этой связи, методика воспитания строится в игровой форме. Ребенок играет в игры разнообразных типов: сюжетные, ролевые, игры по конкретным правилам и т.д. Это делает возможным создание различных сочетаний игровой деятельности, в качестве фундамента воспитательной методики.
При этом не стоит абсолютизировать приоритетный тип деятельности, поскольку он не является единственным. Ребенок может не только играть, но и заниматься творческими направлениями деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, конструирование. Все это приводит к расширению возможностей построения методики воспитания.
Далее, при переходе ребенка на следующий этап развития – школьный. Происходит смена ведущего вида деятельности. Отныне ею становится учебная деятельность, в результате которой происходит преобразование ученика, его развитие. В этой связи, основными методиками воспитательной работы становятся: самоанализ, самооценка, самоконтроль и т.д.
Подростковый период является сложным для развития личности, он сопряжен с рядом проблем и трудностей в самоутверждении и самовыражении. Методиками воспитания на этом этапе должны стать методы, способствующие активации процессов самосознания, самокритики, самооценки.
Так, каждый этап личностного развития, в рамках деятельностного подхода, сопряжен с конкретными личностными свойствами, возрастными особенностями развития личности, что предполагает выбор оптимальных методов деятельностного формирования и развития личности.