Реализация гуманистической педагогики


Реализация гуманистической педагогики

Реализация концепции гуманизма как важная педагогическая задача

Замечание 1

Сложность и многогранность процесса воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма предопределяет необходимость соответствующей системы, форм и методов реализации целей и задач гуманистической педагогики.

Формированию концепции культуры гуманизма, которая стала методологической основой воспитания в педагогики гуманизма, способствовали теоретические разработки секретариата ЮНЕСКО, опыт практических проектов, широкое обсуждение вопросов культуры гуманизма на совещаниях и конференциях и накопленный определенный опыт в области педагогики гуманизма.

Проблема воспитания школьной молодежи в духе гуманизма является не принципиально новой для педагогических коллективов российских общеобразовательных школ. Каждый шаг в организации педагогического процесса в школе направлен, прежде всего, на нравственное воспитание поколения молодых россиян. А восприятие ценности гуманизма, как в ближайшем окружении, так и в глобальном смысле, является одной из важнейших черт члена современного гражданского общества, к строительству и развитию которого стремится Россия.

Одной из приоритетных и сложных задач является практическая реализация в школьном образовании концепции воспитания в духе гуманизма, которое охватывает все виды учебной и внеучебной деятельности. Специальная подготовка педагогического коллектива и учащихся является здесь важным этапом.

Первыми шагами «вхождения в проблему» является проведение анкетирования, позволяющего выявить уровень актуальности проблем, охватываемых педагогикой гуманизма, и цикл вводных занятий, которые позволяют разобраться и уяснить ключевые понятия проблематики и позиции школьников.

Практика гуманистической педагогики

Обращаясь к практике учебно-воспитательной работы в школе, следует признать, что в школьной практике широко используются такие формы организации воспитания учащихся в духе гуманизма, как уроки гуманизма, лекции, беседы, клубы интернациональной дружбы, клубы мира.

Но современный педагогический процесс требует внедрения новых подходов к содержанию и организации обучения школьной молодежи науке и искусству мирной жизни в мире. Важное место в выполнении этой задачи занимает внеклассная работа в общеобразовательной школе. Как показывает анализ школьной практики, современные учителя и школьники считают наиболее интересными и эффективными такие методы и формы организации педагогического процесса, в том числе и внеклассной деятельности, которые превращают ученика из объекта в субъект воспитания. С этой точки зрения особенно интересным может быть метод проектов.

С позиции формирования гуманистических взглядов школьной молодежи, принципиально важно то, что в проектной деятельности субъект педагогического процесса в движении создания личностного образовательного и мировоззренческого продукта принимает непосредственное участие в отборе содержания педагогического процесса, приобретает опыт применения знаний в различных жизненных и познавательных ситуациях, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Суть проектной деятельности заключается в том, что ученик в ходе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, уходит вглубь явлений, конструирует новые объекты и т.д. Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность учащихся на основе личностного выбора решения познавательных или практических задач в нестандартных ситуациях.

Проектная деятельность как образовательная технология предусматривает целевую направленность каждого проекта, наличие гипотезы и основных идей исследования, измеримых критериев оценки полученного результата, алгоритмичность и четкую последовательность действий учителя и ученика. В проектной деятельности проявляется рациональное сочетание теоретических знаний и практических действий в решении конкретной проблемы, используется совокупность проблемных, исследовательских, практических методов работы, по своей сути всегда творческих.

Но, как свидетельствует практика использования метода проектов во внеклассной работе для реализации идей педагогики гуманизма, воспитания в духе гуманизма требует усиления внимания к подготовке и переподготовке педагогических коллективов. В проектной образовательной деятельности меняется роль учителя. Он превращается из диктатора и носителя истины в организатора деятельности учащихся, менеджера образования. Поэтому верной является предварительная подготовка педагогов (учителей или школьных психологов), которые будут работать в рамках решения задачи практической реализации идей воспитания в духе гуманизма.

Реализация целей гуманистической педагогики

Для реализации цели предлагается учителям общеобразовательных школ при отборе содержания, форм и методов внеклассной работы принимать во внимание такие аспекты:

  • необходимость представления или напоминание сущности идей педагогики гуманизма, ее проблематики;
  • рассмотрение проблемы формирования мировоззрения ученика и понимание важности формирования взглядов человека как составляющей его мировоззрения;
  • также актуальными для учителей являются теоретические материалы относительно метода проектов в педагогической деятельности и рассмотрение путей практической реализации данной образовательной технологии.

С целью реализации идей формирования гуманистических взглядов надо провести первичные срезы, учитывая требования образовательного проекта, необходимо определение личностной и социально-значимой проблемы, которую необходимо решить в ходе работы над проектом.

Предлагается и проведение предварительной работы среди учащихся для дальнейшего восприятия, осмысления, формирования собственной позиции относительно проблем гуманизма и насилия.

Помимо этого, полезным будет проведение особых семинаров и тренингов. Тренинг состоит из комплекса практических заданий, упражнений, игр, которые выполняются в индивидуальной, парной и групповой форме.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что тренинг имеет конкретный план, необходимо относиться к занятиям гибко и творчески, исходя из требований группы, динамики ее развития, внешних факторов.

Как пример содержания и методики проведения занятия можно предложить к рассмотрению пятое занятие первого блока. Задачами занятия является определение сущности понятия «Терроризм» и причины возникновения данного явления; обучение учащихся направлено на умение анализировать исторические, правовые документы и статьи по данной тематике. После вступительного слова учителя по содержанию проекта, с подготовленным заранее докладом «Исторический аспект возникновения терроризма», выступает ученик. Следующий этап представляет собой презентации ученических проектов.

Далее происходит подведение итогов в виде дискуссии по данной проблеме, которую можно вести только в чате. Общаться вербально друг с другом запрещено. После общения ученики садятся в круг, зачитывают все варианты и обсуждают.

Замечание 2

Создание условий, способствующих саморазвитию личности ученика, его самоопределению, творческой реализации во время проведения предложенных занятий – это цель организации гуманистического образования. Таким образом, реализация идей воспитания гуманизма начинается во время изучения и усвоения концепции воспитания в духе гуманизма в деятельности педагогических коллективов и подготовки учеников к активному участию в нем.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :