Определение сущности понятия «гуманистическая педагогика» неразрывно связано с понятием «гуманистического воспитания и обучения». Прежде всего, стоит остановиться на определении понятия «воспитание». Как известно, воспитание – это целенаправленный процесс всестороннего и гармоничного развития личности. В этой формулировке, очевидно, прослеживаются гуманистические тенденции, а именно – исходя из этого определения, процесс воспитания (любого – умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического и т.д.) направлен на формирование личности, то есть признается ценность личности и значимость ее всестороннего и гармоничного развития, что свидетельствует о гуманистической направленности указанного процесса.
С целью определения сущности понятия «гуманистическое воспитание» учеными проведен анализ его раскрытия в педагогических словарях и энциклопедиях, свидетельствующий о его отсутствии, но наличие определения других базовых понятий дает основания утверждать, что данная проблема занимает важное место в научных исследованиях современных ученых.
Так, в педагогическом энциклопедическом словаре раскрываются понятия «гуманность» – как система убеждений личности, обусловленная нравственными нормами и ценностями и, соответственно, «гуманистическая педагогика» – как направление в современной теории и практике воспитания, направленное на воплощение идей гуманистической психологии. Гуманистическая психология, в свою очередь, определяется как направление в современной психологии, предметом исследования которого является целостный человек и его развитие.
В педагогическом словаре определяется понятие «гуманизация образования» как центральная составляющая нового педагогического мышления, предусматривающая просмотр, переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекотворческой функции означает уважение школы и педагогов к личности ребенка.
Авторы словаря-справочника по педагогике определяют понятие «гуманистический идеал человека» как представление о совершенном человеке в его всесторонней образованности и понимании своей индивидуальности, права на свободное развитие своих способностей и тому подобное.
В сжатом педагогическом словаре приведены определения понятия «гуманистическая концепция» как теоретико-методологической основы современной педагогики, отражающей систему взглядов, согласно которым личность является высшей ценностью и имеет право на существование, счастье, достойную жизнь и тому подобное.
Таким образом, несмотря на отсутствие формально-логического, общепризнанного определения понятия «гуманистическое воспитание» и «гуманистическая педагогика», современные ученые проводят исследования в этом направлении, реализуя свои взгляды и подходы к определению сущности этой проблемы.
Основа гуманистической педагогики заключается в обеспечении более глубокого целостного понимания, познания личности и на этой основе – ее гармоничного развития в условиях существующей системы образования и воспитания. Главная задача педагогической науки в этом направлении – создать оптимальные условия для деятельности личности, которые бы стимулировали ее к самоактуализации, теорию которой разработал американский ученый А. Маслоу.
Она основывается на гуманистических взглядах на образование, сущность которых заключается в восприятии личности такой, какая она есть, в помощи ей понять и реализовать собственные желания, стремления, возможности.
А. Маслоу основал гуманистическую психологию, которая, в свою очередь, способствовала созданию гуманистической педагогики, главной целью воспитание которого является достижение личностью максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытости для восприятия нового опыта, способности на сознательный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Идея гуманистического развития личности провозглашается высшей целью воспитания современной гуманистической педагогики.
Рисунок 1. А. Маслоу
Концепция гуманистической педагогики основывается на идеалах общечеловеческих и национально-духовных ценностей с исключительным вниманием к внутреннему миру личности в сочетании с социологической рефлексией и антропоцентризмом.
На данный момент выдвигаются новые требования к воспитанию и обучению, свидетельствующие о его гуманистической направленности:
Основными ценностями гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения выступают:
Под гуманистическим воспитанием, в этом случае, понимается уважение достоинства и прав личности, ее целостности, стремление к максимальной реализации возможностей и способностей.
Определяются такие ведущие направления гуманистической педагогики:
Гуманистическое обучение личности – целостный процесс обучения, направленный на формирование гуманных качеств, пробуждение личностных сил, усвоение гуманистических требований, формирование всесторонне и гармонично развитой личности в сотрудничестве учителя и учеников.
Гуманистическая педагогика основывается на принципах:
Таким образом, своей целью педагогика гуманизма ставит формирование человека как неповторимой личности, готовой к самоактуализации и самореализации.
В педагогической науке представлены различные подходы к определению понятия гуманистическая педагогика, однако общепризнанной формулировки пока нет. Ученые придерживаются разных точек зрения, акцентируя внимание на самоактуализации личности, сотрудничестве воспитателя и воспитанника, идеалах общечеловеческих и национально-духовных ценностей с исключительным вниманием к внутреннему миру личности и т.д., но главным и единственным для всех подходов остается признание личности как высшей ценности.