Гнозис и его характеристика
Определение 1
Гнозис представляет собой форму заболевания, при которой происходит нарушение узнаваемости окружающего мира.
Человек рождается и начинает познать окружающую среду по средствам звуков, ощущений, зрительной памяти и т.д. У каждого из нас во взрослой жизни уже полностью сформировано представление о том, как выглядит мир, предметы, что ожидать от определенных действий.
Замечание 1
Так вот гнозис – это узнавание, а не узнавание окружающего мира – это агнозис.
Агнозис возникает в момент, когда информация, поступающая в головной мозг, интерпретируется и выдает неверную картину окружающей среды. В данном случае человек постоянно вынужден изучать то, то находиться вокруг него, причем эти изменения происходят постоянно.
Замечание 2
Гнозис – это не только общее представление, которое человек получает изначально, это также и корректировка этого представления, причем корректировка носит постоянный характер.
Если нарушен процесс корректировки информации или в целом ее получения, то можно сказать, что у человека нарушен гнозис и действует агнозис.
Существует несколько степеней заболевания агнозиса:
- Легкая степень заболевания, когда человек может вполне самостоятельно ориентироваться в пространстве, сам корректировать свой окружающий мир, без особого вмешательства врачей. Нарушения узнаваемости мира есть, но они не столь критичны. В данном случае рекомендуется посещать специалистов, но постоянного лечения не требуется;
- Средняя степень заболевания. Когда человек не полностью потерян в пространстве, но ему приходится периодически осваивать заново окружающую его среду. Лечение при такой стадии заболевания обязательное и носит периодический характер. Чаще всего люди с такой степенью агнозиса не могут работать, им трудно учиться и приспосабливаться к бытовым условиям;
- Тяжелая степень заболевания. В данном случае у человека происходит полное нарушение восприятия себя, как части окружающего мира, полная дезориентация. При данной степени заболевания человек вынужден находиться на постоянном лечении, постоянно быть под наблюдением врачей и близких. Работать или учиться в данном случае нет возможности.
Замечание 3
Таким образом, гнозис – это не заболевание, наоборот, при гнозисе человек способен свободно ориентироваться в пространстве и окружающем его мире, а вот агнозис – это уже нарушение ориентации в пространстве и это можно смело назвать заболеванием.
Логопедия, как наука, участвует в лечении разных степеней агнозиса. Логопеды обычно проводят сеансы, направленные на восстановление физических ориентиров и психологического состояния больных, также корректируют имеющиеся физические способности в рамках заболевания.
Виды нарушения гнозиса
На сегодняшний день существует несколько видов нарушения гнозиса:
- Нарушение зрительного гнозиса. Его формы и виды могут быть самыми разнообразными. Иногда больной видит, какой либо предмет, но не может понять что это, однако он в точности описывает его форму, цвет, размеры. В данном случае считается, что это предметный гнозис. Также если этот предмет передать больному, то с помощью тактильных ощущений он сможет определить предмет и точно его назвать. Также нарушение зрительного гнозиса может проявляться иначе, например, больной не может определить лицо человека, в данном случае запоминается что-то примечательное, например, шрам или родинка, только так больной может узнать своего родственника или знакомого. Также бывает, что больной может определить и форму предмета, и дать точное определение что это, но не помнит, для чего нужен этот предмет или как его использовать. В рамках нарушения зрительного гнозиса логопеды работают с больными именно по вопросам речевых особенностей, то есть занимаются описанием предметов, для чего они нужны, пытаются определить предметы, для этого у специалистов – логопедов разработана целая система занятий;
- Нарушение слухового гнозиса. В данном случае заболевание поражает слуховой аппарат, а точнее височную зону. Больной не может различать звуки, даже те, которые ему знакомы с детства, например, шум воды или шум ветра. Также вряд ли больной способен различать мелодии, даже определить ритм музыки практически невозможно. При таком нарушении больные заново осваивают разные звуки и мелодии, причем запомнить эти звуки удается далеко не каждому. Логопеды занимаются с больными в рамках физического узнавания музыки, то есть ритм, громкость и т.д. При этом логопеды чаще всего используют и речевые способы выражения звуков, когда с помощью речи можно запомнить определенные звуки или мелодию;
- Сенситивное нарушение гнозиса. Такая форма заболевания сопровождается нарушением тактильных ощущений у больных. Например, человек может совсем не чувствовать болевых ощущений или когда к нему прикасаются, возможно полное отсутствие температурных параметров. Иногда человек не может ощутить себя как одно целое, то есть не понимает, что это его нога или рука, следовательно, не имеет возможности ей управлять. Также больной может ощупывать предмет, но совершенно не чувствовать что это. В данном случае логопеды работают с больными в рамках описания речью, что они чувствуют, при этом логопед также говорит пациенту, что он делает. Например, логопед прикасается рукой к руке пациента, тот должен словесно описать ощущения. В данном случае человек может хотя бы представить в уме, какое должно быть ощущение притом или ином действии;
- Нарушение обонятельного или вкусового гнозиса. При таком нарушении пациент обычно не чувствует и не может описать того, что он нюхает или ест. Например, он ест яблоко и описывает, что кушает что-то твердое, сочное, сладкое. Однако если объяснить пациенту, что он ест яблоко, и дать ему через какое – то время вновь его, то он снова не сможет определить, что это именно яблоко. Также происходит и с запахами. В данном случае логопед пытается сначала описать вкусовые качества того, что должен съесть пациент, затем пациент сам описывает те чувства, которые вызывает у него тот или иной продукт, смысл занятий в том, чтобы запомнить ощущения от того или иного продукта.