Принцип последовательности обучения требует преемственности – постепенного и непрерывного перехода от низшей к высшей степени преподавания и учения. При таком переходе каждый элемент усваиваемого учащимися учебного материала основывается на ранее приобретенных знаниях и выступает как их логическое продолжение
Последовательность нужна, прежде всего, в содержании обучения: чтобы усвоить сложение и вычитание обыкновенных дробей, надо сначала овладеть правилом приведения дробей к общему знаменателю; если ученик не знает, что это такое, он не сможет усвоить и правила употребления знаков препинания при обращении и т.д. Преемственность, опора при усвоении нового на старое считается непременным условием обучения.
Принцип последовательности обучения предполагает такое распределение учебного материала и такую поэтапность изложения, которые отвечали бы логике данного предмета и познавательным возможностям учащихся.
Только система, выходящая из самой сути предметов, писал К. Д. Ушинский, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, беспорядочными знаниями, похожа на кладовку, в которой все в беспорядке, и сам хозяин ничего не найдет; голова, где только система без знания похожа на магазин, в котором на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
Рисунок 1. К. Д. Ушинский
Усвоение учащимися основ наук как закономерный процесс движения от «незнания» к «знанию», от знаний неточных и неполных к знаниям точным и полным происходит как последовательный и активный познавательный процесс. Эта закономерность составляет также один из признаков принципа последовательности обучения.
Из сказанного о принципе последовательности обучения вытекают следующие дидактические правила:
Дидактическое правило «от простого к сложному» предусматривает, что учебный материал усваивается успешно тогда, когда обучение начинается с простого, понятного, с усвоения простых фактов, явлений, доступных определенному возрастному уровню развития учащихся. Но и простое не всегда становится доступным, понятным. Чтобы понять суть простого, ученики должны установить логические связи между простым явлением, которое на данный момент изучается, и уже известными, ранее познанными фактами.
Суть учения именно в том и состоит, чтобы трудное для понимания явление сделать доступным пониманию, то есть, опираясь на имеющийся запас знаний, приобретать сложные знания, умения и навыки.
Дидактическое правило «от близкого к далекому» требует соблюдения постепенности в расширении умственного кругозора учащихся от близкого, доступного чувственному восприятию в процессе обучения нужно постепенно идти к более сложному, абстрактному.
Формирование мотивов учения обусловлено, прежде всего, содержанием, богатством учебного процесса, его идейной направленностью, умением учителя активизировать учащихся. И сама учебная трудовая деятельность ученика может осуществляться по разным причинам. Мотивами деятельности учащихся могут выступать их представления, переживания, чувства, убеждения, идеи, выражающие их материальные или духовные потребности.
Отсюда мотивы учения могут иметь характер непосредственного стимула или более отдаленной перспективы. К непосредственным мотивам относятся такие, которые прямо, непосредственно стимулируют ученика к обучению, вызывают активность и усердие в работе. Например, демонстрации действующей модели на уроке, интересный иллюстративный материал, который непосредственно возбуждает познавательный интерес, систематический контроль, побуждает активную мыслительную деятельность учащихся, способствуют прочному усвоению знаний и т. д.
Перспективные мотивы учения связаны с более глубоким осознанием учащимися своих задач, с длительными действиями. К ним относятся такие мотивы, как стремление ученика окончить школу, получить специальность, быть полезным Родине и тому подобное.
Между этими видами мотивов существует определенная связь, взаимодействие. Они перерастают друг в друга.
Соотношение между различными мотивами-стимулами меняется в зависимости от возраста ученика, от характера его деятельности; меняется и побудительная сила стимулов обучения. Стимулируя различными средствами процесс обучения, учитель воспитывает у учащихся потребность в знаниях, стремление овладеть знаниями, навыками, практические умения при последовательном усердном труде над собой.
Соответственно, от правильного взаимодействия непосредственных и перспективных мотивов, а также учета принципа последовательности обучения зависит воспитание коллективных стремлений и коллективных форм деятельности учащихся.
Преемственность должна быть и в методах учебной работы. Так, ученики 5-х классов, то есть дети 10-11-летнего возраста, иногда ведут себя на уроках недисциплинированно и учатся хуже, чем-в 1-4-х классах только потому, что учителя отдельных предметов работают с этими учениками так, как со старшеклассниками, то есть учениками 16-17-летнего возраста.
Конечно, уже в пятом классе методика обучения не может быть абсолютно такой же, как в младших классах, но нельзя допускать и большого различия в методах учебной работы при переходе от начальных до средних классов (а затем и при переходе от средних к старшим классов).
Важным средством обеспечения преемственности в усвоении знаний, навыков и умений всех учеников является обеспечение межпредметных связей (наряду с образованием системы знаний по каждому учебному предмету), проведение систематического (текущего и итогового) повторения, обобщение ранее изученного, систематического учета знаний, навыков и умений учащихся.