Для понимания роли классических принципов обучения, прежде всего, нужно выяснить сущность понятия «принципы обучения.
Процесс обучения – это особый вид людской деятельности, специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при выборе содержания образования, методов и форм обучения.
В дидактике встречаются такие термины, как принципы обучения, дидактические принципы и принципы дидактики. Большинство педагогов пришли к выводу, что эти термины однозначны. Они характеризуют по сути одно и то же явление.
Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное (наилучшее для данных условий) функционирования обучения. Их также называют принципами обучения.
То есть под терминами принципы обучения, дидактические принципы и принципы дидактики ученые видят одно и то же содержание – основные требования к процессу обучения и его организации.
Дидактические принципы – это основополагающие идеи, которые пронизывают собой всю систему научно-дидактического знания и субординируют его.
Многие считают, что принципы обучения – это основополагающие идеи, исходные положения, которые определяют содержание, формы и методы учебной работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями процесса обучения. Несмотря на существование многих толкований этого термина, сущность его сохраняется одна: принципы обучения – это система основных идей, положений, которые пронизывают весь учебный процесс и определяют требования к нему, а в конце обеспечивают эффективность и результативность.
Таким образом, дидактические принципы – принципы дидактики, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы школы согласно общим целям воспитания и закономерностям процесса обучения.
Из истории педагогики известно, что еще в XVII в. выдающийся педагог Я. А. Коменский определил следующие принципы обучения:
Рисунок 1. Я. А. Коменский
Классическими дидактическими принципами являются:
Кроме общедидактических принципов существуют еще и специфические, которые характерны для какого-то одного предмета обучения. Например, специфические принципы для литературы:
Знаменательны и психологические принципы, которые были сформированы Л. Фридманом: принцип самодеятельности учащихся, принцип самоорганизации, принцип развития личности, принцип формирования коллективизма, принцип ролевого участия принцип ответственности, принцип психологического обеспечения.
Все принципы обучения взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга. Во время проведения урока учитель выбирает принципы, которые будут доминировать, и те, которые будут выполнять вспомогательную роль. Но только используя их системно и во взаимосвязи, учитель сможет выполнить задачи современной школы.
Обучение осуществляется на основе обоснованных проверенных практикой дидактических принципов. Они составляют исходные положения, в которых находят проявление законы и закономерности процесса обучения.
Обусловленные закономерностями и задачами воспитания и образования, дидактические принципы определяют направленность обучения, его содержание, организационные формы и методы.
Основоположник научной дидактики Я.А. Коменский подчеркивал, что процесс обучения надо поставить на такие научно-педагогические основы, которые бы обеспечивали постоянное продвижение учащихся вперед, способствовали глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков.
Дидактические принципы как исходные научные положения построения процесса обучения возникли в результате обобщения педагогического опыта. Заслуга дидактики как науки заключается в том, что она теоретически обосновала разрозненные положения, которые применялись на практике, объединила их в определенную систему. Применение дидактических принципов в обучении дает учителю возможность строить его на научных основах, правильно учитывать законы психической деятельности учащихся, умело управлять процессом обучения и воспитания.
Отражая цели и задачи обучения и воспитания, их закономерности, дидактические принципы составляют исходные основы для составления учебных планов и программ, школьных учебников, определение форм и методов организации учебного процесса.
Дидактические принципы в школе обусловлены целью и задачами гуманистического воспитания подрастающего поколения. Эти принципы направлены на эффективное усвоение учениками системы знаний, умений и навыков, на выработку умения применять знания на практике; они способствуют всестороннему развитию духовных и физических сил учащихся.
В процессе обучения важно соблюдать определенную последовательность, прежде всего в обучении.
Школьники должны иметь совокупность необходимых компетентностей из определенной области знаний. Подготовка жизненно компетентного выпускника общеобразовательного учебного заведения – это не очередное модное веяние и не прихоть теоретиков. Это объективная потребность, которая порождается вызовами ХХІ века, требованиями современного общества к системе образования.
Анализируя компетентностный подход в опыте зарубежных стран, нужно отметить, что под компетентностью человека понимают специально структурированные (организованные) наборы знаний, умений, навыков и отношений, которые приобретают в процессе обучения. Но не следует отождествлять компетентность со знаниями, умениями и навыками, поскольку она содержит все эти три составляющие в себе. Три вида компетентностей вытекают с классических принципов обучения. Среди них выделяют:
Дидактическая природа гуманитарного учебного предмета, как и природа самого гуманитарного знания, недостаточно изучена. Ряд дидактов видят специфику таких предметов в их особой образовательной функции, а именно в направленности на формирование у студентов не «знаний» и «способов деятельности», а согласно теории И. Я. Лернера - В. В. Краевского – «опыта эмоционально-ценностных отношений».