Воспитание как принцип обучения имеет много разнообразных толкований. Среди них:
Причем воспитывать значит:
Воспитание в современных словарях по этике рассматривается как процесс систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности с целью подготовки ее к производственной и культурной деятельности.
Воспитание находится в тесной взаимосвязи с образованием и обучением. Если благодаря обучению человек осваивает мир интеллектуально, получает теоретическую, понятийную модель мира, «привносит свет в сознание», то благодаря воспитанию он осваивает его с помощью чувств, становится неравнодушным к нему, создает оценочную картину мира, «переносит освоенный мир в сердце». Главной целью воспитания как принципа обучения является формирование всесторонне развитой личности.
Это соответствует мнению многих педагогов, которые характеризуют воспитание как процесс целенаправленного, систематического формирования личности, обусловленный изменениями общественного развития, действием многих объективных и субъективных факторов или как целенаправленная, содержательная, профессиональная деятельность педагога, способствующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега современной жизни.
Стоит различать нравственное воспитание и воспитание, лежащее в основе принципа в системе обучения. Нравственное воспитание рассматривается как один из видов воспитания и заключается в целенаправленном формировании нравственного сознания, развития нравственного чувства и формировании навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией.
Целью нравственного воспитания определяется формирование нравственной культуры у личности: освоение ею нравственных ценностей, выработанных человечеством; формирование положительных моральных качеств (добродетелей) выработка способности ориентироваться в своей деятельности и поведении на гуманистический идеал; приобретение навыков жить по принципам, нормам и правилам морали, имеющих общечеловеческий характер.
Воспитание как принцип обучения имеет следующие особенности:
На воспитательное воздействие обучения обращали внимание Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, А. В. Дистервег, М. И. Пирогов, К. Д. Ушинский. Безусловно, это актуально и в современной дидактике.
Поэтому, характеризуя принципы обучения, российские педагоги определяют «принцип воспитывающего обучения» как такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся с различными явлениями окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается в процессе обучения, когда взгляды и убеждения, склонности и интересы, формируются в процессе обучения, зависят от того, какие знаний приобретают воспитанники, каким образом они их приобретают, насколько знания и способы их усвоения соответствуют их потребностям, а также кто руководит процессом обучения.
Существуют такие пути реализации принципа воспитывающего обучения:
Поэтому вопрос анализа и оценки соотношения воспитания и обучения нашли свое отражение в отечественной и зарубежной педагогической науке, где обосновываются и рассматриваются потенциальные возможности обучения и потенциал конкретных его методов и средств для осуществления воспитательного воздействия на личность.
Учитывая то, что учебный процесс всегда тесно связан с воспитанием личности, российские ученые определяют дидактику не только как теорию образования и обучения, но и воспитания, которое направлено на формирование мировоззрения личности.
Стоит отметить, что обучение – это процесс стимуляции внешней и внутренней активности учащихся и одновременно управления этой активностью, направленный на создание оптимальных условий для формирования запрограммированных систем знаний, умений и навыков.
Обучение создает для такой активности необходимые условия, организует деятельность личности, направляет ее, контролирует, предоставляя необходимые для нее средства и информацию, причем эффективность формирования системы знаний, умений и навыков зависит от значимости для человека этой деятельности. Поэтому наиболее эффективными формами организации процесса обучения в целом и учебной деятельности учащихся определяются такие, которые предоставляют преподавателю оптимальные возможности для стимулирования активности учащихся и для управления такой активностью.