Все виды принципов обучения, их группы


Все виды принципов обучения, их группы

Основные дидактические принципы

Еще с советских времен тянется многолетняя череда споров относительно определения принципов обучения. Различные авторы по-разному выделяли их количество и характеризовали их. Проанализировав литературу, посвященную дидактическим принципам усвоения знаний, считается целесообразным выделить следующие дидактические принципы:

  1. Принцип научности обучения.
  2. Принцип последовательности в обучении.
  3. Принцип связи теории с практикой.
  4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся.
  5. Принцип наглядности в обучении.
  6. Принцип доступности обучения.
  7. Принцип прочности знаний, умений и навыков.
  8. Принцип эмоциональности обучения.
Замечание 1

Все принципы обучения находятся в тесной взаимосвязи, проявляются одновременно в любом элементе процесса обучения, хотя и в разной степени, при доминирующем значении одного или нескольких из них в зависимости от специфики той или иной стороны обучения.

Общедидактические принципы действуют в процессе обучения всех дисциплин. Однако по мере теоретического развития отдельных методик и все более основательного раскрытия закономерностей процесса обучения каждого конкретного предмета выделяются специфично-методические принципы. Последние конкретизируют общие принципы дидактики.

Принципы обучения выполняют две функции:

  • выступают способом построения научных дидактических теорий, в тех случаях, когда анализируемый принцип является частью научно-педагогического знания;
  • выполняют регулирующую функцию в практической части обучения. Чаще всего в педагогической практике пользуются регулятивными функциями принципов обучения. Такое использование является очень важным, ведь дидактические принципы обучения лежат в основе обучения всех дисциплин, а значит, помогают при подборе форм и методов обучения в конкретной дисциплине.

Принципы научности и систематичности знаний

Стоит сконцентрировать внимание на наиболее важных видах принципов обучения.

Принцип научности обучения. При теоретическом обучении студенты обогащают свою копилку знаний дополнительной научной информацией. Преподаватели должны подавать учебную информацию согласно учебным программам и планам, соблюдая профиль обучения.

Замечание 2

Сущность принципа научности, с одной стороны, определяется вероятностью фактов, процессов, событий, природных явлений, а с другой стороны –объясняет эти явления, используя законы природы и опираясь на логическое мышление.

Учащиеся в процессе обучения овладевают научно достоверными знаниями, которые должны подаваться на высоком современном интеллектуальном уровне. Поскольку поток информации постоянно расширяется и растет, задача педагога заключается в умении скомбинировать информацию таким образом, чтобы представить ее и в историческом контексте, и на современном этапе и очертить перспективы ее развития на будущее.

В то же время принцип научности относится не только к содержанию, но и к методам обучения, поэтому требует постоянного совершенствования современных методов обучения на основе использования достижений научно-технического прогресса. Осуществление обучения на основе использования принципа научности и методов обучения вооружает учащихся системой достоверных знаний, которые служат фундаментом в формировании диалектико-материалистического подхода к познанию окружающего мира и научного кругозора. Также этот принцип развивает познавательные интересы учащихся относительно своей истории. Способствует переходу учащихся от репродуктивного усвоения знаний к самостоятельным исследованиям, наблюдениям и самополучению новых знаний. Кроме того, принцип научности повышает творческую активность, стимулирует к новым открытиям.

Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладели научными знаниями, умениями и навыками наблюдения за явлениями, процессами. Чтобы полученные знания действительно закрепились в сознании, а не забылись после первой же проверки знаний, при изучении знаний необходима логическая последовательность, каждая следующая тема должна логически продолжать предыдущую и опираться на знания полученные в результате ее изучения.

Замечание 3

Систематичность в обучении требует преемственности между годами обучения, а также бесперебойного использования учебного времени. Это означает, что ученик должен регулярно посещать занятия, не пропускать их, чтобы в его знаниях не образовалось пробелов, которые не позволят выстроить цепочку последовательности знаний.

Принципы наглядности, доступности, связи теории с практикой

Принцип связи теории с практикой. При обучении практика служит, главным образом, для углубления понимания учениками теории, для закрепления, применения и проверки подлинности усвоенных знаний. Учитель должен объяснить студентам соотношение между теорией и практикой и подчеркнуть, что научные знания возникают как результат практических действий и наоборот, тогда как теоретические знания должны совершенствовать практическую деятельность.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся. В процессе обучения происходит активное усвоение учащимися учебного материала, они приобретают навыки, необходимые в жизни, идет подготовка к практической деятельности и расширяются общенаучные знания.

Замечание 4

Учитель должен добиваться того, чтобы ученики не только воспринимали готовую информацию, но и самостоятельно осуществляли научные поиски, находили новые источники познания. Учитель должен уметь искусно направлять инициативу школьников в учебное русло.

Принцип наглядности в обучении. Наглядности в процессе обучения отводится одна из ведущих позиций. Наглядность в обучении – один из основных принципов дидактики, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками.

Принцип доступности обучения. Под доступностью обучения подразумевается соответствие содержания, объема, характера учебного материала уровню подготовки учащихся к обучению и развитию их познавательных возможностей. Главной задачей учителя, согласно этому принципу, должен быть учет особенностей психики учащихся, их интеллектуальных возможностей и способностей.

Доступность обучения также зависит еще от ряда других причин: соблюдение иных дидактических принципов, очень тщательный отбор учебного материала, определенная система усвоения этого материала, мастерство учителя и его личные качества, которые позволяют обучать.

Принцип прочности знаний, умений и навыков. Этот принцип предполагает учет того, что знания, умения, навыки приобретают, прежде всего, для использования в дальнейшей учебной работе и будущей профессиональной деятельности. Поэтому они должны быть прочными, то есть иметь высокий уровень запоминаемости, что можно обеспечить осознанным восприятием, заучиванием главного в учебном материале, систематическим применением приобретенных знаний и способов деятельности в различных ситуациях, то есть подкреплением.

Принцип эмоциональности обучения. Эмоции играют в жизни и ежедневной деятельности человека одну из ведущих ролей. В учебном процессе при получении знаний у учащихся возникают переживания, чувства, которые навеиваются учебным материалом и его эмоциональной окраской. От того, пришелся материал по душе ученику или нет, и зависит уровень его усвоения и понимания. Именно поэтому учитель при подаче учебного материала должен донести его интересно, доступно, ярко, то есть вызвать у учащихся положительные эмоции и желание к пониманию материала и усвоению знаний. Для создания положительной учебной среды используются различные средства наглядности, в том числе мультимедийные презентации, походы. 



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :