Формой воспитательного процесса называется доступный вид внешних отношений между детьми и педагогами. Подобный образ складывается благодаря используемой системе средств, которые встраиваются в определённое обеспечение методом взаимодействия с учебным процессом.
В процессе поиска формы, педагог опирается на содержание, стремясь отбирать оптимальное средство, которое могло бы более эффективно принимать на себя нагрузку связанную с вешним оформлением идеи. Ребенок же действует наоборот, он воспринимает внешнее, двигаясь к сути, если форма его увлекает он начинает вникать в изначальную идею. Педагогическая теория и практика, создали множество форм организации педагогических процессов. Сегодня их насчитывается более тысячи.
Поиск форм воспитания связан со следующими условиями:
Воспитательная практика выработала ряд традиционных форм деятельности, которые не смотря не все педагогические и социальные потрясения, сохранили свой внутренний смысл: соревнования, школьный театр, олимпиада, турнир, прогулки в лес, музеи, экскурсии и прочие.
Их неизмененная традиционность связана с тем, что педагоги всегда обращаются к средствам, которые несут в себе высший смысл: истина, красота, доброта, искусство, наука, мораль, игра. В практике воспитания эти понятия зачастую встречаются в модифицированном виде, не похожем на его основной вид. Понятие дискуссия может приобрести форму круглого стола, разговора по душам. При каждом появления нового средства, общественные формы преобразуются в инновационное значение.
И так, если конкретная форма, зависит от применённого средства, которое выбирается через основу методов, то этот метод появляется в зависимости от цели воспитания и задачи, поставленных на конкретный период педагогической работы.
В современной педагогике выделяют следующие типы форм:
Воспитательное мероприятие – это педагогический акт, событие, организованное с целью проведения воспитательного воздействия на воспитанников. Педагогическое воздействие является необходимой частью педагогического процесса. Ребенок, получающий знания от учителя, в процессе общения, нуждается в организованности своей жизни. Для этой цели, и производится воспитательное мероприятие, в котором ребенку даются определенные события, научные факты, идеи.
В процессе воспитания используется огромное количество игр. При организации игры, преподаватель должен учесть конкретную воспитательную ситуацию. Основная цель игры заключается в том, чтобы воспитательское воздействие приобрело не ярко выраженный характер, преобразовавшись в скрытую форму для детей. Игры в воспитании будут более эффективны, если они будут увлекательными, а участники её событий станут более желанными для воспитателя.
Коллективное дело имеет значительное отличие от воспитательных мероприятий и игр. В её основе лежит преобразование настоящего момента на пользу окружающим людям. Составляющими элементами воспитательного дела в данном случае будут – социальная значимость, продуктивность, творчество и коллективность.
Имеющиеся средства воспитания считают слабо разработанной педагогической категорией. Но в последние пятьдесят лет, актуальность изучения этих средств возросла. Связанно это с тем, что школа, Учителя, родители и книги перестали быть единственным источником воздействия на ребенка. В результате чего, педагоги заговорили о запуске социализации личности и о создании образовательной среды. Это означает что возросла роль взаимодействия на молодежи через СМИ, интернет и компьютер. Ребенок развивается во времена информационной перенасыщенности.
Проблема заключается в том, что для того, чтобы отсеивать не нужную информацию, при этом не закрываться от внешнего мира и быть социально активным, нужно придумывать новые средства и факторы, которые будут способствовать педагогическому делу, в процессе воспитания детей.
Развитие общества и его потребности требуют значительного расширение арсенала средств воспитания. В XIX веке Ушинский К.Д. обозначал средствами воспитание учебу, труд, игры, жизнь ребенка в семьи и за её пределами и общение. Дальнейшее наполнение разновидностей средств воспитания проходило в XX веке, Дьюи и Шацкий добавили к ним такие понятия как труд, общественно-коллективное воздействие между детьми, искусство.
Исходя из изложенной выше информации можно сделать выводы, что средства воспитания это:
Сложность, которая возникает в определении средств воспитания, характеризует следующую мысль: стремясь к организации «логической чистоты» методов и средств, можно создать бедную схему, потеряв объясняющую составляющую науки. Однако без научно-теоритического анализа, материал будет бессмысленным.