Под воспитательным процессом в педагогике понимается целенаправленный процесс формирования личности, состоящий из целого ряда взаимосвязанных структур, целью которого является развитие полноценной личности, готовой к социальной жизни в обществе. Воспитательная работа проводится поэтапно в зависимости от возрастных критериев, и каждый последующий этап является логическим продолжением предыдущего.
Воспитательный процесс характеризуется определенными свойствами:
Под статичностью воспитательного процесса понимается ориентация на определенные принципы и закономерности, которые хоть и пополняются, но на долгие годы остаются неизменным руководством, а также использование определенных методов и приемов, эффективность которых доказана и признана. Статическими формами воспитательной работы являются родительские собрания, лекции и проповеди, внушение, этические беседы, требования, поручения и просьбы, использование примера или воспитывающей ситуации, дискуссии и диспуты, концерты, соревновательные мероприятия.
Воспитательный процесс является сложной многоаспектной системой, состоящей из огромного количества методов, форм, приемов воздействия воспитателя на воспитанника для достижения определенной цели. Кроме запланированных и целенаправленных воздействий свое влияние оказывают и множество ситуативных факторов и условий. В этом и заключается многомерность воспитательного процесса. Следует помнить, что высокого уровня эффективности воспитательной работы можно достичь только в том случае, если будут осознанны и учтены все эти многогранные факторы, каждый в отдельности и все вместе оказывающие определенные воздействия на личность.
Воспитательный процесс такой многогранный и многомерный процесс, в котором определены основные цели и задачи воспитания личности в целом. Но воспитание не является целостным, если оно не предусматривает направленные воздействия на воспитанника по разным направлениям:
Кроме того, воспитательный процесс подразделяется на основные направления по институциональному признаку.
Все эти направления, виды и подвиды воспитательной деятельности имеют свои основные цели, задачи, условия, принципы, методы и приемы. В осуществлении каждого направления планируют и организовывают проведение каких-либо мероприятий, которые, в свою очередь, так же несут за собой достижение определенных целей, выполнение определенных задач и имеют свою организационную структуру. В этом есть иерархичность воспитательного процесса.
Деятельностью всех образовательных организаций, несомненно, управляют органы государственной власти. Однако, не контролируют они эти образовательные учреждения, каждое по отдельности. В каждом муниципальном округе свои специалисты, осуществляющие контроль, в каждом учреждении свой руководитель, направляющий учебно-воспитательный процесс. Кроме того, существуют различные советы школы (дет.сада), в состав которых входят не только педагогические и административные работники, но и родители воспитанников и сами воспитанники-ученики старших классов в школе. Эти советы так же осуществляют контроль и организацию деятельности учреждения.
Самым приоритетным направлением, находящимся в процессе становления, являются органы самоуправления в школах. В классах так же организовываются системы самоуправления, которые носят именно воспитательный характер. В процессе этого самоуправления формируются такие качества личности, как инициативность, организаторские и творческие способности, ответственность, коллективное мышление и многие другие, которые необходимы для формирования и становления личности в целом.