Данное понятие целесообразно рассматривать как одну из педагогических форм взаимодействия. В педагогике существует множество понятий и определений этого процесса, из которых можно выделить основные:
В широком педагогическом значении воспитательный процесс принято рассматривать как профессионально организованный процесс целенаправленного формирования и развития личности в специально организованных условиях воспитательной системы, которая обеспечивает взаимодействие так называемых воспитателей и воспитуемых;
В узком значении – это процесс и результат воспитательной деятельности, руководствующейся целью формирования определенных качеств личности, а так же свойств, проявляемых в различных сферах жизни.
В педагогике принято выделять несколько особенностей, без которых не обходится ни одна система воспитательного процесса:
Обратим внимание на то, что в первом и втором определении процесс воспитания рассматривается как деятельность, преследующая определенную цель. А значит изначально должна быть определена конкретная конечная цель, которая будет понятна как для воспитателя (педагога), так и для ребенка. Это и есть целенаправленность процесса воспитания.
Кроме того, воспитательный процесс это не сиюминутное действие, а целая система определенных методов и форм работы воспитателя (педагога). Так как воспитательный процесс это, прежде всего, некая система, то любой процесс воспитания основывается на ряде принципов, компонентов, методов и подходов, каждый из которых должен, так или иначе, вести к единому планируемому конечному результату. Что показывает нам такую особенность воспитания, как комплексность, когда все рассматривается, как способы достижения определенной цели.
Сложность осуществления воспитательного процесса заключается во влиянии множества субъективных и объективных, внешних и внутренних факторов, самым важным из которых являются индивидуальные особенности ребенка. На воспитание ребенка могут повлиять родные и друзья, воспитатели или педагоги со своими особенностями, соседи или другие окружающие, просмотр телепередач, чтение книг и журналов и др. Это показывает нам многофакторность процесса воспитания.
Все эти факторы у всех детей различные, а значит, и результат при одной и той же спланированной системе будет отличаться. Этим объясняется вариативность и неопределенность результатов.
Также стоит заметить, что воспитательный процесс это, прежде всего, процесс, а, значит, он продолжается на определенном периоде времени и не заканчивается здесь и сейчас. Конечный результат любого воспитательного процесса отсрочен во времени и увидеть его зачастую можно лишь спустя долгие годы. Это доказывает длительность и непрерывность воспитательного процесса.
Процесс воспитания это еще и взаимодействие, взаимодействие воспитателя и ребенка, а значит, этот процесс идет в двух направлениях: от воспитателя к ребенку и от ребенка к воспитателю. Такая обратная связь дает двусторонний характер процесса воспитания.
Противоречивость же процесса воспитания объясняется тем, что, помимо всего прочего, на развитие личности накладывают свои отпечатки некие внешние и внутренние противоречия. Внутренние — это противоречия, возникающие внутри самого себя (что я хочу и что я могу, что я могу и что мне позволено). Внешние - противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.