Признаки воспитательного процесса


Признаки воспитательного процесса

Особенности воспитательного процесса

Замечание 1

Процесс воспитания есть многоуровневый и многосистемный процесс, ведущий к заранее намеченному результату, каким в современном обществе является формирование и становление всесторонне развитой личности.

Процесс воспитания должен придерживаться определенных правил и норм в своей организации и осуществлении, учитывать различные факторы и особенности, влияющие на конечную цель деятельности. Без всего этого воспитание станет не четко структурированной и иерархичной системой, а бесформенной формальностью, приводящей к созданию условий спонтанного развития личности.

Признаки воспитательного процесса

Воспитательная работа, как спланированная система имеет следующие признаки:

Целенаправленность. Система воспитательной работы имеет под собой основную цель и соответствующие ей задачи. На каждом своем этапе воспитатель ставит свои цели и задачи. Они отличаются, если рассматривать разные структурные элементы воспитания. Так, например, при планировании системы экологического воспитания ставятся одни цели и задачи, у правового воспитания свои цели и задачи и т.д., но все они служат достижению основной цели воспитания.

Целенаправленность проявляется как во всей системе воспитательного процесса, так и в отдельных его элементах. Таким образом, при правильной организации воспитатель помнит и преследует цель воспитания на каждом этапе своей деятельности: на каждом занятии, при выполнении каждого упражнения, каждая мысль имеет под собой цель. Новичок (воспитатель и педагог) делает это сознательно, опытный – интуитивно. Основная цель воспитательной работы двуедина:

  • во-первых это освоение воспитанником общепринятых правил и норм, общекультурных ценностей;
  • во-вторых, нужно не забыть о соблюдении и развитии индивидуальных особенностей воспитанников и их индивидуальности.

Триединая сущность воспитания. Воспитание – понятие обширное и многогранное. Его невозможно рассматривать лишь в одном смысле. Воспитание есть средство, воспитание это процесс, воспитание это и результат всего воспитательного процесса.Воспитание, как стимулирующий фактор развития, является средством. Отсюда, чтобы добиться полноценного развития личности полноценно, нужно использовать множество различных средств.

Воспитание личности протекает непрерывно, вне зависимости от спланированных действий воспитателя или желания и осознания воспитанника. Воспитание происходит не только целенаправленно, но и произвольно. Меняются не только взгляды и мировосприятие воспитанника, но и личность воспитателя с течением времени претерпевает изменения. В этом есть воспитание как процесс.

Воспитание как результат рассматривается в контексте полученных промежуточных или конечных итогов воспитательного воздействия целенаправленной деятельности и/или влияния факторов окружающей действительности.

Воспитание – это процесс активного взаимодействия воспитателя и воспитанников. В начале жизненного пути и в начале воспитательной работы взаимодействие воспитателя и воспитанника имеет наиболее тесное сотрудничество и характеризуется, в большей мере, воздействием воспитателя на воспитанника. По мере становления личности ребенка все больше выступают на первый план самопознание, саморазвитие и самовоспитание.

Роль воспитателя в этот момент переходит к помощнику, наставнику в самостоятельном познании мира. Воспитатель является для воспитанника человеком, имеющим больший опыт, накопившим больше знаний о мире и может дать совет или информацию, необходимую воспитаннику для принятия собственного решения, как проявления самостоятельности и индивидуальности. Данная идея в настоящее время приобретает все большую роль в современном школьном образовании, где деятельность педагога нацелена на поддержку и развития этого саморазвития и самосовершенствования.

Воспитание понимается и трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание понимается как система влияния всех социальных институтов, передающих от поколения к поколению накопленных традиций культуры, социально значимых норм и правил поведения, труда и жизни в социуме.

В узком же смысле воспитание трактуется как целенаправленно организованная деятельность воспитателей (педагогов, родителей) для достижения определенных результатов. Отсюда, одна из важнейших задач воспитания заключается в создании благоприятной воспитательной среды.

Определение содержания воспитания на основе поставленной цели и определенных задач. Воспитание есть двуединый процесс. Во-первых, оно направлено на усвоение определенных правил, норм и культурных ценностей, формирование отношения к объектам и явлениям окружающей действительности.

Во-вторых, это учет индивидуально-личностных особенностей личности воспитанника и на их основе формирование индивидуальности человека. Это играет доминирующую роль в современном образовании.

Воспитание – процесс творческий. Воспитание – это процесс, осуществляемый с применением творчества. На это есть ряд причин:

  • Овладение культурными ценностями проходит через призму проявления творческого подхода.
  • Индивидуально-психологические особенности ребенка и применение к нему каких-либо воспитательных методик так же не одинаково стандартна и требует проявления творческого подхода в каждом конкретном случае.
  • Воспитатель же в свою очередь так же индивидуален и имеет какой-то свой творческий потенциал, проявляемый в его деятельности.

Воспитательный процесс организовывается и осуществляется в большинстве своем специально подготовленными и профессионально обученными специалистами. Таковыми являются воспитатели детского сада, учителя, классные руководители, организаторы и педагоги дополнительного образования. Лишь в этом случае воспитание не превратится из четко структурированной и целенаправленной системы в хаотично развивающую произвольность.

Замечание 2

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитательный процесс является правильно структурированным и эффективно работающим лишь тогда, когда в нем учтены все факторы, условия и он соответствует определенным признакам.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :