С.А.Шмаков выразил смысл игры следующим смыслом: он считал, что игра для ребенка - это своего рода неповторимый, индивидуальный мир, который развивается в детстве. В нем преобладают свои правила и вечные законы, которые хранят бесценные реликвии прошлого.
Давно известный факт: педагогика воспитания обозначает ребенка как субъект, а не объект его участия. Поэтому все больше методик обучения направлены на активизацию внимания у ребенка, они должны носить творческое выражение, а не характер репродуктивности.
Огромное участие в развитие ребенка принимает игра, ее отдельные ситуации, по сути, являются главным видом детской деятельности. Деятельность во время игры, с точки зрения организации обучающего процесса, является интересным процессом как для учителя, так и для детей.
Период возможности применения игры в воспитании равен четырем-пяти годам, - это является важнейшим фактором, на который нужно обращать при создании структуры игры. Потому как разнообразие, содержание, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность напрямую влияет на становление личности ребенка. Через игру ребенок узнает не только новую информацию про окружающий мир, но и как устроены отношения взрослых. Он начинает осваивать готовые способы действия в определённых ситуациях, проводит эксперименты и приспосабливает предметы к своим потребностям, используя их совместно с развивающийся фантазией.
Эти же инструменты ребенок применяет при анализе взрослых отношений, пропуская их через свои представления, фантазию и чувства. Держит ориентир на свои понятия о добре и справедливости. Через своё участие в игре один ребенок начинает понимать другого точно так же, как через другого ребенка он начинает больше понимать себя.
Подобный вид освоения мира и мира человеческих взаимоотношений является благоприятным для развития в ребенке творческого потенциала. Через игру формируется два новообразования в психике ребенка:
Эти два вида тесно связаны друг с другом, можно даже сказать, что эти виды есть одно начало в ребенке – творческое.
Игра – самостоятельная и свободная деятельность, которая является основным видом деятельности ребенка. Игра возникает по инициативе ребенка.
В процесс игры вовлекаются следующие качества ребенка:
В результате активации всех этих качеств ребенка, в нем происходят глубокие психически изменения. Игра является сборником всех известных методов педагогики, но каждый из них в данном контексте является особенным.
Система воспитательных средств относит игры не к самым авторитетным видам практик, они не сравнятся с такими средствами как общение, труд, учение. Наиболее эффективное влияние игры оказывают на детей которые находятся в возрасте от полутора до двух лет, и в период перед поступлением в школу.
Это не означает, что ребенок играет только до и после школы, игра начинается для него в возрасте одного месяца и продолжается всю оставшуюся жизнь.
В первые годы жизни, игра для ребенка не является основным видом деятельности, уступая учению и интеллектуальному труду. В этот период ребенок учиться ходить, узнавать объекты и людей, понимания их характеристики, а также учится играть. После поступления в школу ребенку все меньше времени удается посвятить играм, и интересы склоняются в другие сферы деятельности. Только общение остается постоянным на всех этапах жизни ребенка. Меняется лишь форма, содержание и мера применения в иные виды деятельности.
Через игру ребенок развивает свое воображение, образное мышление. Он включает в игру сферы деятельности выходящие за его настоящие практические действия. Во время игры ребенок получает навыки управления собой, своими непроизвольными желаниями, учитывая правила игры, ради её поддержания.
Игра является отличным тестом для личности и группы. С помощью процессов протекающих в игре можно понять, к чему стремится ребенок, какие интересы преследует, в чем нуждается, ведь в игре ребенок стремиться занять интересующую его роль. При помощи игры возможно провести оценочную деятельность, так как игра для педагога - это всегда является тестом, с помощью которого одновременно можно оценивать и диагностировать.
При отсутствии у ребенка желания, стимула чем-то заниматься, на помощь приходит игра, становясь мощным стимулирующим инструментом для ребенка.
Мы узнали, что игра - это основной вид деятельности человека. Это свободная и самостоятельная деятельность, происходящая по инициативе самого человека.
Любая деятельность имеет какую-то цель, в игре в широком её понимании нет цели, в ней важен сам процесс. Но от этого польза принесенная игрой не может быть занижена. Ведь в игре развивается интерес, благодаря которому длительность действий повышается.
В любой деятельности может присутствовать самодеятельность, в игре же самодеятельность является единственной составляющей. Осуществлять труд возможно, как с радостью так и с неприязнью, в игре же, наличие не приятных ощущений привлечет к её прекращению.
Игра может быть интегрирована в иные педагогические действия, наполняя их новыми продуктивными деталями. Положительным опыт в детском возрасте является обогащение игры трудовыми элементами, что в свою очередь подготавливает воспитанника к требованиям взрослой жизни.
Присутствие и эффективное использование элементов игры в педагогике, в работе и жизни, имеет смысл при соблюдении ряда условий, которые основываются на воссоздании в игровой формы реальных ситуаций из взрослой жизни. Процесс игры активирует заложенные качества, необходимые для реализации личности. Игра по своей структуре адаптивна к любым условиям, они могут быть индивидуальны для каждого участника.