Воспитание ребенка в приемной семье


Воспитание ребенка в приемной семье

Психологические затруднения при попадании ребенка в семью

Дети, попадающие в приемную семью сталкиваются с возникновением ряда трудностей. В первую очередь они связаны с психологическим состоянием ребенка, который либо потерял родителей, либо вообще никогда их не знал и воспитывался в приюте.

Попав в новую семью, они не способны моментально адаптироваться к новой атмосфере и принять чужих людей и новые правила и условия, в которых им отныне требуется жить. Чтобы упростить ребенку адаптацию к новой семье, требуется помощь взрослых и их активное участие в этом процессе.



Рисунок 1.

Психологические затруднения в приемной семье проявляются в различных случаях абсолютно по-разному. Все зависит от причин, по которым ребенок разлучен со своими родными родителями, его привязанности к ним, индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.

Чтобы обеспечить ребенку максимально быстрое и простое привыкание к новой обстановке, требуется сформировать эмоциональные узы, которые складываются посредством удовлетворения основных потребностей ребенка, как в физическом, так и в духовном плане.

Естественно, что для эффективной и менее болезненной адаптации требуется определять ребенка в новую семью в раннем возрасте. Именно в детстве происходит формирование основных привязанностей и чувственных связей. Чем старше ребенок, тем сложнее и проблематичнее будет протекать адаптация.

Если к двухлетнему возрасту у ребенка не сложилось никаких эмоциональных привязанностей, то в дальнейшем их адаптации при попадании в семью уже будет очень болезненной и, в некоторых случаях, безуспешной.

Важное значение в преодолении адаптационных трудностей имеет чуткость приемных родителей и их стремление помочь ребенку справиться с его горем. Они должны принять ребенка со всеми его положительными и отрицательными качествами и спокойно, терпеливо отнестись к его депрессии в новой семье.

Психологический дискомфорт ребенка в новой семье может проявляться по-разному.

Если ребенок обижен на своих родных за то, что они покинули его и отдали чужим людям, то у него может зародиться агрессивное поведение и чувство ненависти по отношению к новым родителям.

Также, дети могут скучать по родным и желать вернуться к ним, не воспринимая никаких попыток приемных родителей наладить контакт с ними. Важно, не допустить затяжное протекание эмоционального стресса у ребенка. Иначе, психологическая травма может оказаться непоправимой и даже привести к развитию психических отклонений в развитии ребенка.

Замечание 1

Поэтому, основной задачей приемных родителей является оказание своевременной помощи в преодолении психологических трудностей ребенка и способствование его принятию реальности и скорейшей адаптации в новой семье.

Психологическое развитие детей имеет некоторую специфику. Поэтому процесс адаптации к новой среде может протекать более проще, чем у взрослого человека. Ведь ребенок, в отличие от взрослого не осознает новых трудностей и не задумывается о будущих проблемах и сложностях. Поэтому принять новую семью, ребенок сможет достаточно быстро, если найти к нему верный подход.



Рисунок 2.

Стадии адаптации ребенка в новой семье

Естественно, что рассчитать период адаптации ребенка к новым условиям практически нереально. В новую семью ребенок попадает в одночасье, а вот привыкнуть к ней, порой, удается очень не скоро. Адаптация может происходить в течение нескольких лет.

Процесс протекает в несколько этапов, каждый из которых имеет свои специфические социальные, психологические, эмоциональные и педагогические затруднения. Все зависит от характера ребенка, причины его усыновления, семейной обстановки и желания новых родителей обеспечить ему комфортные условия жизнедеятельности.

Основными стадиями адаптации ребенка являются:

  • Ознакомление – краткосрочный период, в процессе которого особо остро проявляются социальные и эмоциональные затруднения. Ребенок знакомится с новой семьей и обстановкой, присматривается и делает какие-то свои выводы. Он может одновременно испытывать радость, страх, печаль, тревогу. Хорошо, если к встрече с новыми родителями была проведена предварительная подготовка ребенка. Новые события всегда заставляют волноваться, причем как детей, так и родителей, испытывать страх, источником которого могут быть разные причины: не понравиться новым родителям/ребенку, боязнь новой обстановки, новых условий жизнедеятельности, возможного плохого обращения. На этой стадии нельзя проявлять нетерпимость и наказывать ребенка. Ему нужно время, чтобы освоиться в новых условиях и принять взрослых как родных.
  • Приспособление – на этой стадии происходит поиск путей возможного поведения в новой обстановке. Как правило, стадия не затягивается дольше пяти месяцев. Уже освоившийся ребенок начинает вырабатывать свою линию поведения, которая бы устроила его новых родителей. Постепенно, он начинает ломать тот стереотип поведения, который установили взрослые и не соблюдает их правила. В это время особо остро наблюдаются психологические затруднения, связанные с различием черт характера, привычек, темпераментов, отставание в уровне интеллектуального развития и т.д. Дети, часто не желают взаимодействовать со взрослыми и выдвигают свои правила поведения.
  • Привыкание – период постепенного принятия новой действительности и желание жить в ней. Ребенок начинает привязываться к родителям и воспринимать их как родных. Ему уже не так сложно выполнять их указания и правила, он чувствует их любовь и начинает проявлять ответные чувства. Естественно, что эта стадия может затянуться, либо проявится в некоторые периоды жизни, особенно в подростковом возрасте.

Каждая стадия адаптации может варьироваться по длительности и степени сложности. Основными педагогическими преградами при адаптации ребенка в новой семье являются:

  • Незнание родителей возрастной специфики развития ребенка;
  • Неспособность к установлению контактов и построения доверительных взаимоотношений с ребенком;
  • Опора на опыт прошлых поколений и их способов воспитания;
  • Авторитарный стиль воспитания;
  • Желание стать идеальной семьей и воспитать идеального ребенка;
  • Предъявление завышенных или же, напротив, заниженных требований к ребенку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :