Дети, попадающие в приемную семью сталкиваются с возникновением ряда трудностей. В первую очередь они связаны с психологическим состоянием ребенка, который либо потерял родителей, либо вообще никогда их не знал и воспитывался в приюте.
Попав в новую семью, они не способны моментально адаптироваться к новой атмосфере и принять чужих людей и новые правила и условия, в которых им отныне требуется жить. Чтобы упростить ребенку адаптацию к новой семье, требуется помощь взрослых и их активное участие в этом процессе.
Рисунок 1.
Психологические затруднения в приемной семье проявляются в различных случаях абсолютно по-разному. Все зависит от причин, по которым ребенок разлучен со своими родными родителями, его привязанности к ним, индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.
Чтобы обеспечить ребенку максимально быстрое и простое привыкание к новой обстановке, требуется сформировать эмоциональные узы, которые складываются посредством удовлетворения основных потребностей ребенка, как в физическом, так и в духовном плане.
Естественно, что для эффективной и менее болезненной адаптации требуется определять ребенка в новую семью в раннем возрасте. Именно в детстве происходит формирование основных привязанностей и чувственных связей. Чем старше ребенок, тем сложнее и проблематичнее будет протекать адаптация.
Если к двухлетнему возрасту у ребенка не сложилось никаких эмоциональных привязанностей, то в дальнейшем их адаптации при попадании в семью уже будет очень болезненной и, в некоторых случаях, безуспешной.
Важное значение в преодолении адаптационных трудностей имеет чуткость приемных родителей и их стремление помочь ребенку справиться с его горем. Они должны принять ребенка со всеми его положительными и отрицательными качествами и спокойно, терпеливо отнестись к его депрессии в новой семье.
Психологический дискомфорт ребенка в новой семье может проявляться по-разному.
Если ребенок обижен на своих родных за то, что они покинули его и отдали чужим людям, то у него может зародиться агрессивное поведение и чувство ненависти по отношению к новым родителям.
Также, дети могут скучать по родным и желать вернуться к ним, не воспринимая никаких попыток приемных родителей наладить контакт с ними. Важно, не допустить затяжное протекание эмоционального стресса у ребенка. Иначе, психологическая травма может оказаться непоправимой и даже привести к развитию психических отклонений в развитии ребенка.
Поэтому, основной задачей приемных родителей является оказание своевременной помощи в преодолении психологических трудностей ребенка и способствование его принятию реальности и скорейшей адаптации в новой семье.
Психологическое развитие детей имеет некоторую специфику. Поэтому процесс адаптации к новой среде может протекать более проще, чем у взрослого человека. Ведь ребенок, в отличие от взрослого не осознает новых трудностей и не задумывается о будущих проблемах и сложностях. Поэтому принять новую семью, ребенок сможет достаточно быстро, если найти к нему верный подход.
Рисунок 2.
Естественно, что рассчитать период адаптации ребенка к новым условиям практически нереально. В новую семью ребенок попадает в одночасье, а вот привыкнуть к ней, порой, удается очень не скоро. Адаптация может происходить в течение нескольких лет.
Процесс протекает в несколько этапов, каждый из которых имеет свои специфические социальные, психологические, эмоциональные и педагогические затруднения. Все зависит от характера ребенка, причины его усыновления, семейной обстановки и желания новых родителей обеспечить ему комфортные условия жизнедеятельности.
Основными стадиями адаптации ребенка являются:
Каждая стадия адаптации может варьироваться по длительности и степени сложности. Основными педагогическими преградами при адаптации ребенка в новой семье являются: