Воспитание детей в царской семье


Воспитание детей в царской семье

Особенности организации воспитания в царских семьях

В царских семьях воспитание будущего поколения имело особую специфику.

Семейный быт максимально освобождался от роскоши, в целях предотвращения отрицательного влияния роскоши на становление характера детей. Детям даже не выделяли по отдельной комнате. Как правило, они жили по двое-трое в одной. Интерьер комнаты делался максимально простым: никаких ярких цветов и изысканной мебели. Серые стены и простая безвкусная мебель – основные атрибуты детских покоев.

С самого детства детьми занимались няньки. Причем, свободного времени для досуга практически не было. День максимально заполнялся различными занятиями, с целью приучения детей к полезному труду. Дети обучались рукоделию, ремесленному искусству, конному спорту.

Замечание 1

Обучение детей начиналось с восьмилетнего возраста. Детей учили читать, писать, грамоте, арифметики, религиозным канонам. Постепенно расширялся перечень изучаемых дисциплин. К нему добавлялись родной и иностранные языки – русский, английский, французский, немецкий, обучение игре на музыкальных инструментах, танцам, эстетическим правилам.

Серьезное внимание проблеме организации воспитания в царских семьях были уделено императрицей Екатериной II. Она создала особую воспитательную программу, соответствующую концепциям эпохи Просвещения, включающая такие элементы:

  1. Воспитание нравственных качеств личности.
  2. Воспитание физически развитой и здоровой личности.
  3. Развитие интеллектуальных способностей.
  4. Акцент на формировании любознательности и дисциплины.

Спартанское воспитание, простота быта и приобщение к трудовой деятельности также входили в программу воспитания императрицы.

Царские дети практически не проводили времени в кругу своих родителей и не имели той свободы деятельности, которая была у обычных крестьянских детей. Их воспитание было нацелено на дальнейшую придворную жизнь и получение хорошего образования. Поэтому режим дня строился на чередование разнообразных занятий, которое было строго регламентировано и его соблюдение было обязательным и строго соблюдалось.

Духовно-нравственные стороны воспитания детей в царской семье

Действия монархов во всех сферах жизни и деятельности, как правило, строится на основе их собственной идеологии, мировоззрении.

Еще до начала правления Петра I воспитание и образование базировалось на религиозных канонах. Оно находилось под контролем церковных органов и носило нравственно-религиозную направленность.

Замечание 2

Со времен петровских преобразований воспитание стало строится не только на основе религии, но и требовало обучению полезным навыкам и знаниям. Воспитание в царских семьях того времени было пропитано патриотическим настроем и носило национальный характер. Такое воспитание было ориентировано на развитие самостоятельной личности, обладающей навыками полезными для общества, здоровой духовно и физически, а также любящей свою страну и ее народ и следующей основным религиозным заповедям.

Во время правления Александра II были начаты либеральные реформы, которые коснулись образования и просвещения, а затем при Александре III воспитание было построено на принципах просвещения. С этого момента, воспитание детей в царской семье было основано на принципе видения в каждом человеке человека. Это было образом жизни царской семьи.

Замечание 3

В воспитании детей царского происхождения делался акцент на развитии основных нравственных качеств человека и выделении его индивидуальных особенностей. Человеческие взаимоотношения строились на основе применения некоторых рыцарских канонов: благородство, чистота, доброжелательность. В воспитании уделялось внимание привитию уважения к потребностям и желаниям других людей.

Принципы воспитания детей в царских семьях

Воспитание в царской семье базировалось на следующих основных принципах:

  • Значимость личного примера родительского поведения. Считалось, что воспитание родителей, во многом, определяет успешность развития детей. Воспитание было основано на правиле: воспитание детей должно начинаться с воспитания родителей;
  • Религиозная направленность воспитания. В режим дня детей были внесены обязательные молитвы и посещение церкви раз в неделю. Духовное воспитание считалось основным стержнем становления и развития нравственной личности;
  • Воспитание послушания. Этот принцип основан на религиозной направленности воспитания, поскольку послушание является основной добродетелью;
  • Строгость в разумных пределах. Режим дня строился на основе четкого регламентирования занятий, но при этом не был затруднительным и утомительным для ребенка. Строгость воспитания затрагивала и финансовую сторону. Детям не делались дорогостоящие подарки, не покупалось дорогих вещей, а девочки получали украшения в подарок только в определенном возрасте;
  • Постоянная занятость полезными делами. Дети обучались различным навыкам и знаниям;
  • Патриотическое воспитание. Детям прививалась любовь и уважение к Родине, чувства долга перед ней;
  • Спартанский характер воспитания. Условия жизни детей простыми и носили дисциплинированный характер;
  • Формирование нравственных свойств личности через выполнение определенных дел. Дети ограничивались от дурного влияния и не общались с безнравственными гражданами. В них воспитывались качества милосердия через постоянного участия в благотворительности. Основой их нравственного развития было взаимное уважение родителей. Императорская семья никогда не проявляла открыто свои негативные чувства и не устраивала при детях конфликтов. Это имело положительное влияние на формирование психического здоровья детей.

Для детей подбирались лучшие воспитатели, а взаимоотношения с родителями тоже носило воспитательную направленность. Атмосфера воспитания была пропитана высокой духовностью, которая считалась основой развития гармоничной личности, наделенной основными нравственными качествами и всесторонним развитием.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :