В царских семьях воспитание будущего поколения имело особую специфику.
Семейный быт максимально освобождался от роскоши, в целях предотвращения отрицательного влияния роскоши на становление характера детей. Детям даже не выделяли по отдельной комнате. Как правило, они жили по двое-трое в одной. Интерьер комнаты делался максимально простым: никаких ярких цветов и изысканной мебели. Серые стены и простая безвкусная мебель – основные атрибуты детских покоев.
С самого детства детьми занимались няньки. Причем, свободного времени для досуга практически не было. День максимально заполнялся различными занятиями, с целью приучения детей к полезному труду. Дети обучались рукоделию, ремесленному искусству, конному спорту.
Обучение детей начиналось с восьмилетнего возраста. Детей учили читать, писать, грамоте, арифметики, религиозным канонам. Постепенно расширялся перечень изучаемых дисциплин. К нему добавлялись родной и иностранные языки – русский, английский, французский, немецкий, обучение игре на музыкальных инструментах, танцам, эстетическим правилам.
Серьезное внимание проблеме организации воспитания в царских семьях были уделено императрицей Екатериной II. Она создала особую воспитательную программу, соответствующую концепциям эпохи Просвещения, включающая такие элементы:
Спартанское воспитание, простота быта и приобщение к трудовой деятельности также входили в программу воспитания императрицы.
Царские дети практически не проводили времени в кругу своих родителей и не имели той свободы деятельности, которая была у обычных крестьянских детей. Их воспитание было нацелено на дальнейшую придворную жизнь и получение хорошего образования. Поэтому режим дня строился на чередование разнообразных занятий, которое было строго регламентировано и его соблюдение было обязательным и строго соблюдалось.
Действия монархов во всех сферах жизни и деятельности, как правило, строится на основе их собственной идеологии, мировоззрении.
Еще до начала правления Петра I воспитание и образование базировалось на религиозных канонах. Оно находилось под контролем церковных органов и носило нравственно-религиозную направленность.
Со времен петровских преобразований воспитание стало строится не только на основе религии, но и требовало обучению полезным навыкам и знаниям. Воспитание в царских семьях того времени было пропитано патриотическим настроем и носило национальный характер. Такое воспитание было ориентировано на развитие самостоятельной личности, обладающей навыками полезными для общества, здоровой духовно и физически, а также любящей свою страну и ее народ и следующей основным религиозным заповедям.
Во время правления Александра II были начаты либеральные реформы, которые коснулись образования и просвещения, а затем при Александре III воспитание было построено на принципах просвещения. С этого момента, воспитание детей в царской семье было основано на принципе видения в каждом человеке человека. Это было образом жизни царской семьи.
В воспитании детей царского происхождения делался акцент на развитии основных нравственных качеств человека и выделении его индивидуальных особенностей. Человеческие взаимоотношения строились на основе применения некоторых рыцарских канонов: благородство, чистота, доброжелательность. В воспитании уделялось внимание привитию уважения к потребностям и желаниям других людей.
Воспитание в царской семье базировалось на следующих основных принципах:
Для детей подбирались лучшие воспитатели, а взаимоотношения с родителями тоже носило воспитательную направленность. Атмосфера воспитания была пропитана высокой духовностью, которая считалась основой развития гармоничной личности, наделенной основными нравственными качествами и всесторонним развитием.