Воспитание в крестьянских семьях всегда основывалось на обычаях и традициях. Первостепенное значение в воспитании детей играла трудовая деятельность. Трудолюбие испокон веков занимало ведущую роль в системе человеческих ценностей и потому система воспитания базировалась на привитии любви и уважения к труду. Крестьяне считали, что трудолюбие является основным качеством обеспечивающим благополучную жизнь человека. От труда зависело уважение человека в обществе и его материальная обеспеченность.
Трудовое воспитание в семьях русских крестьян начиналось с раннего детства. Оно предполагало не только обучение всем трудовым навыкам, но и привитие любви к трудовой деятельности, как к особой нравственной ценности и потребности человека.
Традиционно сложилась особая воспитательная система, по которой осуществлялось привитие трудовых навыков и формирование основных трудовых качеств личности. Система воспитания сложилась исторически и поддерживалась в течение многих поколений, передаваясь по наследству.
Трудовая система воспитания включала определенные трудовые нагрузки, распределяемые согласно возрастным особенностям развития детей. На каждом этапе развития, предполагалось привитие определенных трудовых качеств и освоение трудового мастерства.
Воспитание начиналось с рождения и продолжалось в течение всей жизнедеятельности. Первоначальные трудовые навыки были просты и доступны для освоения маленьким ребенком. В последствии, с его ростом и развитием, они усложнялись и требовали осознанного желания и стремления их познания.
Трудовое воспитание ребенка основывалось на визуальном восприятии им семейных устоев и подражании деятельности родителей. Поэтому, от того, насколько трудолюбивой была семья и, как грамотно были распределены трудовые обязанности в доме, зависел успех трудового воспитания ребенка и восприятие им правил поведения в семье, обязанностей и ролей каждого члена семьи.
В крестьянских семьях, быт основывался на строгом распределении мужских и женских ролей. Мужчина всегда считался главой семьи, ее опорой и защитой, а женщина – хранительницей домашнего очага и домоправительницей. За мужчиной закреплялась обязанность материального обеспечения семьи и потому, представители мужского пола выполняли самую сложную и тяжелую работу по ведению домашнего хозяйства. Поэтому, при воспитании мальчиков происходило привитие сложных трудовых навыков и основных качеств защитника семьи.
Женщина занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Девочки обучались выполнению тех работ, которые впоследствии придется выполнять самостоятельно женщине, матери, хранительнице очага.
Воспитание в крестьянских семьях издавна основывалось на устном народном творчестве. Передача наследственной информации происходила на основе
Кроме того, первоначальное воспитание детей происходило в игровой форме. В игру включался трудовой регламент семьи, который дети постепенно неосознанно усваивали. Затем, дети включались в настоящую трудовую деятельность, выполняя необходимые задания по дому. Заинтересованность в трудовой активности развивалась постепенно и поэтапно.
Крестьянская семья многие века являла собой образец традиционной русской народной культуры. На традициях базировалась вся жизнь крестьян и естественно воспитание детей. Дети воспитывались достаточно просто, и при этом их воспитание основывалось на целой системе неписанных законов и правил. Воспитательный процесс в семьях русских крестьян проходил в несколько стадий:
Духовное воспитание детей на ранних этапах развития, как правило, целиком и полностью зависело от потребности ребенка в познании. Родители сами не предпринимали попыток ознакомить ребенка с чем-либо, а только отвечали на детские вопросы.
Духовное развитие происходило в ускоренном темпе и было более эффективным в семьях, где детьми занимались бабушки и дедушки, поскольку именно они прививали ребенку все, накопленные ими в процессе жизнедеятельности знания и навыки, знакомили их с окружающим миром, религией, верой, преданиями и сказаниями.
К молитвам детей приобщали с раннего возраста, а по достижению детьми семи лет их начинали водить в церковь. В основном, религиозное воспитание носило бессистемный характер. Дети усваивали религиозные каноны на примере старших, подражая им и следуя за ними.
Нравственные беседы в семьях никогда не практиковались. Если они и возникали, то носили сугубо случайный характер. Нравственных идеалов и средств воспитания в семьях не имелось.
Но, при этом имелся целый ряд религиозных и нравственных понятий, которые прививались детям: