Воспитание детей в семьях русских крестьян


Воспитание детей в семьях русских крестьян

Традиции как основа воспитания в крестьянских семьях

Замечание 1

Воспитание в крестьянских семьях всегда основывалось на обычаях и традициях. Первостепенное значение в воспитании детей играла трудовая деятельность. Трудолюбие испокон веков занимало ведущую роль в системе человеческих ценностей и потому система воспитания базировалась на привитии любви и уважения к труду. Крестьяне считали, что трудолюбие является основным качеством обеспечивающим благополучную жизнь человека. От труда зависело уважение человека в обществе и его материальная обеспеченность.

Трудовое воспитание в семьях русских крестьян начиналось с раннего детства. Оно предполагало не только обучение всем трудовым навыкам, но и привитие любви к трудовой деятельности, как к особой нравственной ценности и потребности человека.

Традиционно сложилась особая воспитательная система, по которой осуществлялось привитие трудовых навыков и формирование основных трудовых качеств личности. Система воспитания сложилась исторически и поддерживалась в течение многих поколений, передаваясь по наследству.

Трудовая система воспитания включала определенные трудовые нагрузки, распределяемые согласно возрастным особенностям развития детей. На каждом этапе развития, предполагалось привитие определенных трудовых качеств и освоение трудового мастерства.

Воспитание начиналось с рождения и продолжалось в течение всей жизнедеятельности. Первоначальные трудовые навыки были просты и доступны для освоения маленьким ребенком. В последствии, с его ростом и развитием, они усложнялись и требовали осознанного желания и стремления их познания.

Трудовое воспитание ребенка основывалось на визуальном восприятии им семейных устоев и подражании деятельности родителей. Поэтому, от того, насколько трудолюбивой была семья и, как грамотно были распределены трудовые обязанности в доме, зависел успех трудового воспитания ребенка и восприятие им правил поведения в семье, обязанностей и ролей каждого члена семьи.

В крестьянских семьях, быт основывался на строгом распределении мужских и женских ролей. Мужчина всегда считался главой семьи, ее опорой и защитой, а женщина – хранительницей домашнего очага и домоправительницей. За мужчиной закреплялась обязанность материального обеспечения семьи и потому, представители мужского пола выполняли самую сложную и тяжелую работу по ведению домашнего хозяйства. Поэтому, при воспитании мальчиков происходило привитие сложных трудовых навыков и основных качеств защитника семьи.

Женщина занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Девочки обучались выполнению тех работ, которые впоследствии придется выполнять самостоятельно женщине, матери, хранительнице очага.

Воспитание в крестьянских семьях издавна основывалось на устном народном творчестве. Передача наследственной информации происходила на основе

  • колыбельных,
  • песен,
  • сказок,
  • преданий,
  • сказаний,
  • частушек,
  • басен.

Кроме того, первоначальное воспитание детей происходило в игровой форме. В игру включался трудовой регламент семьи, который дети постепенно неосознанно усваивали. Затем, дети включались в настоящую трудовую деятельность, выполняя необходимые задания по дому. Заинтересованность в трудовой активности развивалась постепенно и поэтапно.

Стадии воспитания детей в крестьянских семьях

Крестьянская семья многие века являла собой образец традиционной русской народной культуры. На традициях базировалась вся жизнь крестьян и естественно воспитание детей. Дети воспитывались достаточно просто, и при этом их воспитание основывалось на целой системе неписанных законов и правил. Воспитательный процесс в семьях русских крестьян проходил в несколько стадий:

  1. Детство. Воспитание детей начиналось с самого рождения. В семьях рождалось много детей и потому, уделить достаточно времени и заботы каждому ребенку было невозможно. При том, что финансовое положение семьи требовало постоянной занятости родителей. Уход за ребенком с момента его появления на свет был минимальным: он лежал в люльке, подвешенной высоко под потолком, периодически переворачивался и кормился в строго отведенные часы. Затем, с его развитием – ползаньем и хождением, ребенок был предоставлен сам себе и занимал себя чем мог. Подрастая, он включался в жизнь семьи, играя со старшими братьями и сестрами и помогая семье в выполнении домашней работы.
  2. Отрочество. С семилетнего возраста дети считались вполне способными к трудовой деятельности и привлекались к труду, исходя из их возможностей и половых особенностей. Воспитание в основном базировалось на трудовом аспекте, но понятия о крестьянской морали и нравственности также прививались детям. В детях воспитывалось трудолюбие, уважение к старшим, проявления сострадания и милосердия, чести и достоинства, а также осуществлялось религиозное воспитание.
  3. Юность. В этот период происходило воспитание основных нравственных качеств личности. Воспитывались свойства стыда и целомудрия, совести, чести и достоинства. Половое воспитание не было принято в семьях крестьян. При этом, браки, как правило, были ранними и в большинстве случаев выбор за молодых делался их родителями. В период юности дети уже были обучены не только основным трудовым навыкам, но и знали все религиозные каноны, правила общественного поведения и имели конкретные жизненные ориентиры.

Духовное воспитание детей в крестьянских семьях

Духовное воспитание детей на ранних этапах развития, как правило, целиком и полностью зависело от потребности ребенка в познании. Родители сами не предпринимали попыток ознакомить ребенка с чем-либо, а только отвечали на детские вопросы.

Духовное развитие происходило в ускоренном темпе и было более эффективным в семьях, где детьми занимались бабушки и дедушки, поскольку именно они прививали ребенку все, накопленные ими в процессе жизнедеятельности знания и навыки, знакомили их с окружающим миром, религией, верой, преданиями и сказаниями.

К молитвам детей приобщали с раннего возраста, а по достижению детьми семи лет их начинали водить в церковь. В основном, религиозное воспитание носило бессистемный характер. Дети усваивали религиозные каноны на примере старших, подражая им и следуя за ними.

Нравственные беседы в семьях никогда не практиковались. Если они и возникали, то носили сугубо случайный характер. Нравственных идеалов и средств воспитания в семьях не имелось.

Но, при этом имелся целый ряд религиозных и нравственных понятий, которые прививались детям:

  • Уважение к старшим;
  • Трудолюбие;
  • Формирование сострадания и милосердия;
  • Честь и достоинство;
  • Ценность молитвы и веры;
  • Чувство ответственности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :