Воспитательный процесс является педагогическим фактом, выступая как неотъемлемая часть целостной образовательной деятельности, в процессе которой овладеваются системы знаний, основы науки, соответствующие умения и навыки, закладываются мировоззренческие основы, формируются силы познания, способности к творчеству и эмоционально-волевые личностные качества, формируется нравственность, привычки в поведении.
Целостная структура образовательной деятельности характеризуется взаимодействием двух связанных и одновременно самостоятельных процессов:
Связь обучающего и воспитательного процессов в структуре образовательной деятельности может быть выражена несколькими аспектами. Эти процессы развиваются в одном образовательном учреждении (в детском саду, школе, гимназии, колледже), воплощаются одним человеком (преподавателем), преследуют общую цель - подготовить личность к активной общественной жизни. Воспитательный процесс включает в себя и обучающие элементы:
Обучая навыкам поведения в конкретной жизненной ситуации, преподаватель занимается обучением личности.
Обучающий процесс направлен на овладение научными знаниями и обязательно содержит воспитательный смысл (любая форма обучения планирует воспитательную цель), который реализуется посредством содержания учебных сведений, методы его преподавания, характер педагогической связи между учителем и учащимся.
И обучающая, и воспитательная деятельность являются самостоятельными процессами, каждый из них специфичен, хотя оба они представлены как целостная структура в образовательном функционировании. Обучающий процесс передает знания, умения, навыки, потому что формирует интеллектуальную личностную культуру; а воспитательный процесс осваивает нормы поведения, формирует поведенческую культуру личности.
Обучающий процесс регламентированный, так как находится в строгих временных границах (уроки, занятия, учебные дни, четверть) и выполняется в соответствии с обязательными учебными планами, имеет четкие оценочные нормы; воспитательный процесс не является строго регламентированным, а скорее он хаотичный, не ограничивается временными рамками, не обладает конкретными качественными и количественными показателями. В то же время обучающий и воспитательный процессы имеют общий понятийный аппарат (цель, принцип, содержание, метод, форма, средство, способ), хотя есть отличия в конкретном содержании рассматриваемых категорий в обучающей и воспитательной теориях.
Воспитательная деятельность отличается особенностями, определяющими ее сущность, признаки и свойства:
Общество развивается, меняется содержание воспитательного процесса, но субъектом воспитания педагогической науки рассматривается человек, а воспитание призвано его совершенствовать.
Обучаясь в системе высшего образования, можно почувствовать все многообразные направления воспитательного влияния. Дисциплины, представленные в учебном плане высшей школы, предоставляют все возможности, чтобы получить: нравственное, экономическое, гражданское, правовое, физическое воспитание (гуманитарный цикл); умственное, экологическое воспитание (естественнонаучный цикл); трудовое - производственная практика, аудиторный учебный процесс, выполнение самостоятельных видов работ.