Воспитание в системе образования


Воспитание в системе образования

Воспитательный процесс является педагогическим фактом, выступая как неотъемлемая часть целостной образовательной деятельности, в процессе которой овладеваются системы знаний, основы науки, соответствующие умения и навыки, закладываются мировоззренческие основы, формируются силы познания, способности к творчеству и эмоционально-волевые личностные качества, формируется нравственность, привычки в поведении.

Структура образовательной деятельности

Целостная структура образовательной деятельности характеризуется взаимодействием двух связанных и одновременно самостоятельных процессов:

  • процесс обучения, является целенаправленным, специально организованным, направленным на обучение подрастающего поколения и овладение ими учебным материалом, формирование познавательной и творческой активности;
  • процесс воспитания, является целенаправленным, специально организованным, призванным сформировать у обучающихся систему личностных качеств, осваивая нормы и правила поведения, принятые в конкретном обществе.

Взаимосвязь воспитательного и обучающего процесса

Связь обучающего и воспитательного процессов в структуре образовательной деятельности может быть выражена несколькими аспектами. Эти процессы развиваются в одном образовательном учреждении (в детском саду, школе, гимназии, колледже), воплощаются одним человеком (преподавателем), преследуют общую цель - подготовить личность к активной общественной жизни. Воспитательный процесс включает в себя и обучающие элементы:

  • передача ученику норм и правил поведения (нравственный воспитательный процесс);
  • достижений человечества в области культуры (эстетический воспитательный процесс);
  • многообразных видов профессионального функционирования (трудовой воспитательный процесс);
Замечание 1

Обучая навыкам поведения в конкретной жизненной ситуации, преподаватель занимается обучением личности.

Обучающий процесс направлен на овладение научными знаниями и обязательно содержит воспитательный смысл (любая форма обучения планирует воспитательную цель), который реализуется посредством содержания учебных сведений, методы его преподавания, характер педагогической связи между учителем и учащимся.

Различия воспитательной и обучающей деятельности

И обучающая, и воспитательная деятельность являются самостоятельными процессами, каждый из них специфичен, хотя оба они представлены как целостная структура в образовательном функционировании. Обучающий процесс передает знания, умения, навыки, потому что формирует интеллектуальную личностную культуру; а воспитательный процесс осваивает нормы поведения, формирует поведенческую культуру личности.

Обучающий процесс регламентированный, так как находится в строгих временных границах (уроки, занятия, учебные дни, четверть) и выполняется в соответствии с обязательными учебными планами, имеет четкие оценочные нормы; воспитательный процесс не является строго регламентированным, а скорее он хаотичный, не ограничивается временными рамками, не обладает конкретными качественными и количественными показателями. В то же время обучающий и воспитательный процессы имеют общий понятийный аппарат (цель, принцип, содержание, метод, форма, средство, способ), хотя есть отличия в конкретном содержании рассматриваемых категорий в обучающей и воспитательной теориях.

Сущность, признаки и свойства воспитательной деятельности

Воспитательная деятельность отличается особенностями, определяющими ее сущность, признаки и свойства:

  1. Воспитание - это целенаправленный процесс: основной ориентир работы преподавателя - это социальный заказ, проявляющийся в совокупности норм поведения, принятых в определенном обществе. Воспитательный процесс становится результативным при выделении его цели, которая отражает личностную модель воспитанника. Наибольший результат может быть достигнут в том случае, когда воспитанник понимает цель воспитательного процесса, принимает ее, соглашается с ней, и опирается вместе с педагогом на одинаковые ориентиры.
  2. Воспитание - это многофакторный процесс: во время его осуществления педагогом учитываются объективные и субъективные факторы, осложняющие воспитательную деятельность, или способствующие ее успешному протеканию. Объективные факторы воспитательного процесса: экономика, культура, политика, идеология, религия); субъективные факторы - социальная среда, в которой проходит воспитание личности (семья, школа, друзья, значимые личности), и конечно индивидуальные качества воспитанника.
  3. Воспитание - это субъективный процесс: это получает выражение в неоднозначных оценках его результатов. Поскольку результаты воспитательного процесса количественно не выражаются. Воспитательный процесс имеет субъективный характер благодаря личности преподавателя, ее педагогическим умениям, присутствием или отсутствием творческих способностей и талантов.
  4. Воспитание характерно отдаленными результатами с момента непосредственных воспитательных воздействий. Воспитание глубинно, комплексно воздействует на личность. Для адекватной реакции воспитанника и сделанных им правильных выводов, должно пройти немало времени.
  5. Воспитание - это непрерывный процесс: личность воспитывается в постоянном режиме. Отдельными воспитательными мероприятиями невозможно повлиять на личность. Для этого воспитательный процесс должен быть системны, включать постоянные контакты педагога и воспитанника.
  6. Воспитание - это двусторонний процесс: развивается двумя путями, от педагога к ученику (прямые связи), от ученика к педагогу (обратные связи). Организация процесса осуществляется на обратной связи, то есть на тех сведениях, которые поступают преподавателю от учеников.
Замечание 2

Общество развивается, меняется содержание воспитательного процесса, но субъектом воспитания педагогической науки рассматривается человек, а воспитание призвано его совершенствовать.

Обучаясь в системе высшего образования, можно почувствовать все многообразные направления воспитательного влияния. Дисциплины, представленные в учебном плане высшей школы, предоставляют все возможности, чтобы получить: нравственное, экономическое, гражданское, правовое, физическое воспитание (гуманитарный цикл); умственное, экологическое воспитание (естественнонаучный цикл); трудовое - производственная практика, аудиторный учебный процесс, выполнение самостоятельных видов работ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :