Развитие системы специального образование имеет долгий исторический путь, характеризующийся непростым характером. Специальное образование предполагает создание системы учебно-воспитательных заведений, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями, умственными отклонениями в развитии. Создание такой системы связано с потребностью общества в прогрессивном развитии, осознании необходимости обучения детей с умственными отклонениями для поддержания их здоровья и развития.
Система специального образования оформилась в общественную необходимость относительно недавно. На протяжении исторических этапов, ее развитие было неоднозначным. Оно определялось конкретным этапом исторического развития общества и государственного устройства. Отношение к гражданам, не являющимся психически здоровыми и умственно нормальными, отличалось в разные временные эпохи.
В период античности, людей с отклонениями в развитии, не воспринимали как членов общества и более того, стремились ликвидировать от общественных глаз, путем реального уничтожения или заточения в специализированные учреждения.
Средневековое общество Западной Европы по-прежнему отказывалось признавать душевнобольных людей полноценными гражданами. Государство не стремилось к созданию каких-то особых условий для их существования. Только церковь принимала участие в их судьбе. В те времена, при многих монастырях и храмах были созданы специальные приюты для умственно отсталых и людей с иными отклонениями – нарушение слуха, зрения и т.д.
Постепенно происходил пересмотр взглядов на положение душевнобольных. В конце 18 века оформилось много общественных организацией, которые следовали примеру религиозных структур в отношении приюта и ухода за душевнобольными людьми.
Что касается России, то ее политика в отношении граждан с отклонениями в развитии, начиная с принятия Христианства, никогда не была неприязненной и нетерпимой. В России к таким людям относились с состраданием и милосердием. В обязанности церкви было прописано заботиться и ухаживать за нищими и убогими. Только в период правления Петра I, который стремился реформировать Россию на европейский лад, была принята политика неприятия душевнобольных. Им был принят указ о ссылке граждан с отклонениями в специальные учреждения, дабы избавить общество от их негативного влияния. Все же, нетерпимость России не носила ярко-выраженного характера, поскольку продолжали существовать общественные организации, занимающиеся воспитанием и обучением людей с отклонениями.
В начале 19-го столетия, в России и Европе стали открываться учебные заведения для душевнобольных. Однако, для обучения принимались далеко не все граждане с отклонениями. Это связано с тем, что педагогика как наука была только на начальном этапе своего развития, а ее отдельная отрасль, не была выделена и конкретизирована. Кроме того, роль образования в жизни общества не рассматривалась как особо значимая.
Становление специальной педагогики произошло на рубеже 19-го – 20 –го веков. В этот период, в Европе была открыта целая сеть специальных образовательных заведений и это направление образование носило было принято на государственном уровне.
В России и мире, развивалось три направления оказания поддержки и помощи лицам с отклонениями:
Постепенно, в Европе, была организована целая система учреждений, занимающихся обучением умственно отсталых граждан. В России, специальное образование оформилось в самостоятельную область только в Советский период , когда была принята новая система образования и затем созданы специальные учреждения для лиц с отклонениями в развитии.
Во второй половине 20-го столетия, проблема образования граждан с ограниченными возможностями заняла ведущее положение. Сеть учебных заведений специального типа стала расширяться. В обычных учреждениях образования стали открываться специальные отделения для обучения детей с отклонениями. Специальные учреждения стали подразделяться на несколько типов: дошкольные, постшкольные, заведения для лиц со слуховыми нарушения, нарушениями зрения, психическими расстройствами и т.д.
В настоящее время, система специального образования развивается как государственный институт, как способ реализации ценностных ориентаций и культурных принципов общества.
Огромное значение отводится инклюзивному образованию, суть которого заключается в внедрении инвалидов в активную жизнь и принятии их обществом как нормальных, полноценных граждан. Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
Такой тип образовательной деятельности предполагает ликвидацию дискриминации людей с отклонениями в развитии, их социализации и равноправии в получении образовательных услуг.
В настоящее время, в России существует восемь видов специальных школ, предназначенных для обучения детей с отклонениями:
Помимо этого, развитие информационных технологий позволяет получить обучение на дому – дистанционное обучение.