Исторические этапы развития педагогической мысли
Педагогика - как научное знание оформилась в середине 17-го столетия. Однако, ее становление уходит корнями в далекое прошлое. Еще в Киевской Руси стали складываться первые теоретические учения по педагогике. Воспитание и обучение первоначально опиралось на народные сказания, былины, частушки. Они передавались между поколениями и играли роль информационных носителях, рассказывающих о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях.
В развитии педагогической мысли можно выделить несколько основных этапов:
- С момента принятия Христианства до середины XIII столетия. Принятие Христианства очень повлияло на развитие образования в России. В этот период была организована система образования, включающая несколько ступеней: от начального образования до обучения в академии. Образование носило религиозный характер. Учебные заведения открывались при монастырях и храмах. Функционирование этой системы было подорвано монголо-татарским нашествием и падением Киевской Руси.
- С конца 13-го столетия по начало 17-го для российского государства наступил период смутного времени. Образовательной системы тогда не существовало. В некоторых церквях осуществлялось обучение письменности и грамоте.
- С XVIII по середину XIX вв. происходит перестройка российского общества, приведшая к потребности в развитии системы образования. Тогда были заложены основы современного европейского образования в России. Это было связано с преобразованиями Петра Великого, стремящегося построить российское государство по европейскому образцу. Им была организована сеть школ, различной направленности, а также гимназии, академии и университеты. В развитии системы образования страны, был внесен огромный вклад М.В. Ломоносовым. Благодаря нему, образование в России велось на родном языке и уделялось большое значение изучению русской культуры, обычаев, традиций, исторического наследия. Однако система образования России того периода не соответствовала православной культуре страны и в последствии привело к духовным и нравственным перекосам в общественной жизни. С середины XVIII века, начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Российские ученые создали множество трудов, которые характеризуются богатым содержаниям и не уступают творениям мировой педагогики.
- Середина XIX -- XX вв. В это время происходят масштабные изменения в социально-экономическом устройстве российского государства. В системе образования был произведен переход к учету национальной специфики, были открыты народные школы, введено женское образование и развилась сеть профессиональных образовательных учреждений. В конце XIX в. Теоретическое педагогическое сознание оформилось в реформаторскую педагогику. Она предлагала введение новых педагогических наук: экспериментальной педагогики, возрастной психологии, введение новых школ и университетов, технологий обучения, приемов и методов организации учебного процесса. В советское время была создана единая образовательная система, которая имела ряд преимуществ перед мировыми образовательными системами и успешно функционировала в течение многих десятилетий. Но она также не была лишена недостатков. Она не способствовала формированию и сохранению духовного наследия русского народа и многие духовно-нравственные ценности были утрачены.
- Конец XX – начало XXI вв. Этот период связан с реформированием российского общества. Произошло разрушение советского союза и все сферы жизни общества требовали переустройства. Кроме того, система образования должна была отвечать требованиям научно-технического прогресса и перехода к информационному обществу. Тогда получили распространение новаторские теории в педагогики.
Рисунок 1.
Педагогическая система К.Д. Ушинского
Основоположником становления российской педагогики стали труды педагога К.Д. Ушинского. Впервые, им была выдвинута теория единства обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс рассматривался как отдельная теория, самостоятельное научное знание. Им была разработана концепция народного воспитания и выдвинуты идеи демократизации образования, признания всеобщих прав на образование.
Он считал, что роль педагога не ограничивается учебно-воспитательной деятельностью. Педагог должен выступать в роли психолога, чтобы изучить психические особенности учащихся и организовать учебный процесс в соответствии с ними. Только так можно достичь успеха в педагогической деятельности.
В учениях Ушинского уделялось внимание воздействию окружающей, общественной среды на воспитательный процесс. Целью воспитательной работы, по мнению педагога, являлось развитие творческой личности, воспитание духовно и физически развитого человека, наделенного трудолюбием.
Рисунок 2.
Новаторскими идеями Ушинского стали теории организации учебного процесса таким образом, чтобы сформировать способность и стремление к учебной деятельности, развить познавательную активность. Необходимость самостоятельного познания и заинтересованности в нем – ведущие теоретические идеи педагога.
Основные принципы построения педагогики К.Д. Ушинского выглядят так:
- Организация учебного процесса с учетом потребностей, возрастных особенностей и индивидуальных качеств учащихся. Учебная программа должна быть поэтапной и реальной для освоения.
- Опора на принцип наглядности в обучении.
Развитие педагогической науки в современной России
На сегодняшний день, система образования России находится на этапе модернизации. Это обусловлено потребностью общества в реорганизации традиционной системы образования, не отвечающей требованиям современного социально-экономического развития, быстро происходящим технологическим переменам, формированием информационного общества. Современный этап развития предполагает скорую социальную и профессиональную мобильность. В педагогических теориях распространяются новаторские идеи, связанные с развивающим обучением и педагогикой сотрудничества. Авторитарное словесное обучение уходит в прошлое. Организация учебного процесса базируется на использовании наглядности и личностном развитии, посредством раскрытия природных задатков и талантов.
Основное направление развития современной педагогики связано с созданием системы образования, отвечающей мировым требованиям и способной конкурировать на мировой арене.