Педагогическая мысль начала зарождаться еще при первобытно-общинном строе. В те времена, возникают первые направления воспитательной работы, которые не носили системного характера, а были хаотичными. Дети воспитывались на основе трудовой деятельности, которую выполняли взрослые. Их приучали к трудовой работе, рассказывали о правилах поведения в тех или иных ситуациях, верованиях и взглядах.
Становление образовательной системы началось на Древнем Востоке. Значимую роль в этом направлении сыграло появление письменности. Первые учебные учреждения строились при дворцах и храмах.
Большое распространение в Древнем мире получили жреческие школы, которые занимались обучением служителей культа. Открывались первые школы, в которых обучались профессии писца, военному делу. Образование, как правило, не носило всеобщего характера. Оно было платным и доступным только для представителей привилегированных сословий.
Развитие педагогики продолжается в эпоху античности.В Древней Греции был введен термин «педагог». Правда, его значение было немного отстранено от учебного процесса. Педагогом называли слугу, который отводил детей в учебное учреждение и забирал оттуда.
Профессия педагог оформилась в Древнем Риме. Педагог занимался преподавательской деятельностью и разработкой первых античных педагогических теорий. Его теории были ориентированы на правильное развитие и гуманитарное воспитание.
Огромный вклад в становление педагогики как науки, был внесен античными философами – Платоном, Аристотелем, Сократом, Цицероном. Они рассматривали воспитательный процесс как развитие идеального человека, высоконравственного, развитого в интеллектуальном и физическом плане. Эстетическому воспитанию также уделялось внимание: прививался художественный вкус и любовь к прекрасному.
Во времена Спарты, воспитание было ориентировано на развитие физических качеств, а также развитие получили ораторские учебные заведения.
Что касается становления педагогической науки в эпоху средневековья, то она носила религиозную направленность. Церковь занимала главенствующее положение во всех сферах жизнедеятельности общества. Все образовательные заведения того времени открывались при монастырях и храмах и учебная программа в них была ориентирована на развитие религиозной идеологии, усвоения религиозных канонов.
В Западной Европе оформилась рыцарская система воспитания, базирующаяся на освоении следующих дисциплин:
Постепенное развитие общества привело к преобразованию образовательной системы. Стали появляться учебные заведения не только религиозной, но аристократической и юридической направленности.
На Руси, образование стало зарождаться в период появления письменности и алфавита. Первоначально сформировалась народная педагогика, которая основывалась на устном народном творчестве, традициях, обычаях, передаваемых между поколениями.
В середине 17 века происходит становление педагогики как самостоятельной науки. Основными учеными, внесшими вклад в развитие педагогической науки были:
В этот период произошло множество социально-экономических преобразований, приведших к изменению взглядов на систему образования. Педагогика стала ориентироваться на создание идеальной личности и поиск способов и методов ее формирования. В этот период стали складываться предпосылки для развития экологического направления в воспитании, уделялось внимание противостоянию развития детской преступности, наркотической и алкогольной зависимости.
В Советском союзе образованию уделялось огромное значение. Была введена система всеобщего образования, доступного каждому. А.С. Макаренко была предложена идея коллективного воспитания, согласно которой воспитание возможно осуществлять только посредством приобщения к коллективному взаимодействию и труду. В.А. Сухомлинский предлагал теорию гуманистических основ воспитания.
После Второй мировой войны началось преобразование теоретических взглядов на развитие педагогики. Огромная роль уделялась идеи развивающего воспитания. В этой концепции, ведущую роль играет учет личностных потребностей, возможностей и интересов. Значению личностного развития, формирование нравственных, духовных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств занимает приоритетное место.
В Америке, разработкой педагогических теорий занимались Джон Дьюи и Э.Торндайк. Ими были предложены новейшие модели организации учебно-воспитательного процесса, характеризовавшиеся действенностью и эффективностью.
К концу 20 века начали складываться новаторские концепции педагогической мысли. Это связано с развитием информационных технологий и научно-техническим прогрессом, требующим нового подхода к организации учебного и воспитательного процессов.
Педагогика как наука представляет собой сложную и многогранную систему, состоящую из множества подсистем и разделов. Выделяют дошкольную педагогику, профессиональную педагогику, спортивную педагогику и т.д.
Сейчас, наука развивается в условиях глобализации и интеграции мировых экономических систем и ориентирована на стирание границ, создание единого мирового образовательного пространства.