Профессия – это главный род занятий, трудовой деятельности людей. Педагогическая профессия является одной из самых древнейших на земле, ее вполне можно называть самой благородной сферой человеческой деятельности.
Способности к научению, усвоению и применению чужого опыта – характерные человеческие способности. Появление педагогической профессии связано с возникновением потребности формирующейся человеческой общности в трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему.
Первоначально, у древних народов, не существовало собственно педагогической деятельности и профессии. Функцию социализации – приобщения ребенка к социальному опыту, исполнял на самых ранних стадиях культурного формирования человечества единственный институт социального воспитания – семья.
Семья заботилась о том, чтобы дети овладели разными умениями и навыками, которые обеспечат их жизнедеятельность, научились: охоте, ловле рыбы, изготовлению оружия и орудий труда, постройке жилья, приготовлению пищи и пошиву одежды. Как правило, этим занимался старейшина племени.
Коренное разделение труда между мужчинами и женщинами постепенно вынудило предоставить мужчине обучение военному делу и охоте, а женщине – обучение приготовлению пищи и изготовлению одежды, построению жилья. Но эту деятельность нельзя называть собственно педагогической, потому как воспитание и обучение реализовывалось в ходе иной деятельности, как правило, стихийно, путем подражания младшего старшему.
Кроме практической подготовки к жизни уже на ранней стадии формирования человеческого общества появляется и иная сфера жизни – духовная, которая связана с объяснением и истолкованием мира, окружающим людей, и заботой о приспособлении к миру духов, которые управляют, по мнению первобытных людей, природой и их собственной жизнью.
Хранителями знаний, как стоит поступать и действовать, чтобы не навлечь на себя гнев духов, были особые классы людей: шаманы, знахари и иные жрецы и кудесники. В их руках оказывается не только руководство образом действий и поведения племени, но и обучение детей, которое нацелено на приобщение их к духовной жизни своего племени.
Так, с образованием особенного класса священнослужителей возникают первые группы людей, которые наделены воспитательными полномочиями. При этом деятельность данной особенной касты педагогов была устремлена, с одной стороны, на обучение людских масс религиозным церемониям и обрядам (как делать, что делать), а, с иной, на подготовку будущих священнослужителей, в программу обучения которых входили также и ответы на вопросы «почему следует делать так, а не по-другому».
Первые школы, собственно, и представляют собой кастовые школы, цели которых – обучение немногих избранных, их умственное развитие и образование.
Последующее цивилизационное формирование человечества: переход патриархальных кочевых семей к оседлому существованию, возникновение экономических отношений и политических организаций, формирование земледелия, ремесла, письменности, науки и религии, приводят к появлению институтов образования, систем воспитания, которые поддерживают эти общественные структуры.
Само слово «педагог» – (от греч. paidogogos - детоводитель) обозначало руководителей мальчиков, которые не занимались их обучением, а исполняли функции нравственного надзора за ними дома и вне дома, везде сопровождали их и отводили к учителю.
В Древней Греции образование впервые из частного дела преображается в общественное, там основываются системы разных школ: элементарных, гимнастических (палестры), музыкальных, в которых обучение осуществляли разные учителя: грамматисты (элементарные учителя), педотрибы (учителя гимнастики), кефаристы (учителя музыки) и иные.
Имеется несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, которые объединены в профессиональную группу "Образование":
К числу специалистов-педагогов, которые профессионально занимаются педагогической деятельностью, сегодня также можно относить: педагогов-психологов, социальных педагогов, гувернеров, воспитателей детского дома, организаторов досуга детей, воспитателей группы продленного дня, вожатых и т. д.
Постоянные расширения перечня педагогических специальностей связаны, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а, с иной, с повышением ролей воспитания и образования во всех сферах жизнедеятельности современных людей (к примеру, возникновение специальности «учитель безопасности жизнедеятельности», «учитель мировой и художественной культуры», «учитель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т. д.).