Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека.
Педагогика как наука о воспитании была сформирована в тоже время как и геометрия, астрономия и прочие. Но в тот период наступил особый период, когда воспитание стало играть большую роль в жизни человека и общества. Уже в древних государствах Китая, Индии, Греции и Египта были опробованы попытки обобщения теоретических начал воспитания. Первые труды были обобщены Демокритом, а также до нас дошли некоторые его крылатые выражения о воспитании, которые могут быть применены в педагогике и сегодня. Также некоторые древнегреческие теоретики Сократ, Платон, Аристотель также своих трудах развивали идеи и положения о воспитании человека. Но итоговым трудом стало произведении древнеримского философа Марка Квинтилиана «Образование оратора».
В период средневековья воспитание были направлено больше в религиозное русло. И воспитание рассматривалось только в направлении теологии и схоластики. Хотя не все ученые были помешаны на теориях воспитания как религиозных течений, но и тут были философы, которые создали обширные трактаты по педагогике.
Но в эпоху возрождения все поменялось, и появилось много педагогов гуманистов. К ним можно отнести:
Последний занял особое место в развитии педагогической мысли. Он создал научную педагогическую систему - классно-урочную и основные вопросы организации учебной работы. Все труды и идеи Коменского оказали огромное влияние на педагогическую практику и теорию во всех странах мира.
Отдельным столпом в развитии педагогики занимают Джон Локк, Жан Жак Руссо, И. Г. Песталоцци. Очень большой вклад в развитие Дж. Локк, который в своих педагогических трудах и теориях он предложил систему «джентльмен», которая имела целью физическое и нравственное воспитание. При этом он веровал в идеи воспитания, и создал теорию естественного воспитания, которое могло осуществлять процесс естественного и свободного развития.
Следующий кого хочется отметить это Песталоцци, целью воспитания которого считалось саморазвитие природных сил, способностей и постоянное совершенствование человека. И на мировоззрение педагога наложила отпечаток немецкая классическая философия.
Главная роль в развитии педагогики как науки в России XIX века принадлежит К.Д.Ушинскому. Он понимал воспитание как процесс всестороннего развития личности, и говорил о том, что это общественное и социальное влияние, а также указал на необходимость изучения законов человеческой природы связанных с педагогикой. Большое значение Ушинский придал сознательности. Прочности, а главное систематичности обучения и воспитания. Также, первым именно Ушинский говорил о ценной роли учителя в процессе обучения и воспитания, и от педагогического мастерства зависит конечный эффект.
Следующий педагог А.С. Макаренко, он выдвинул главные принципы создания и руководства детским коллективом, и разработал методику трудового воспитания. Свои идеи он развил в своих трудах. Главный труд, который получил наибольшую известность - это «Педагогическая поэма». Также стоит отметить, что Макаренко первым разработал вопросы семейного воспитания.
Другой педагог советского периода это В.А. Сухомлинский. Он в большей мере разрабатывал проблемы молодежи. Он разработал педагогическую систему, которая основана на принципах гуманизма, и признал, что личность это наивысшая ценность процесса воспитания и образования.