Виды педагогического эксперимента


Виды педагогического эксперимента

Классификация экспериментов

В настоящее время, в теоретической и практической деятельности имеется несколько разновидностей педагогического эксперимента. Видовое разнообразие экспериментов обусловлено сложностью исследуемых педагогических процессов, явлений и предметов и множеством эмпирических методов исследования.

Педагогические эксперименты классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от целей, проводимого исследования, эксперименты подразделяются на две группы:

  • Преобразующий или формирующий эксперимент – направлен на разработку новшеств в научной и практической педагогической деятельности. Проводится на основании выдвинутой гипотезы. Например, это могут быть исследования результативности программного обучения.
  • Констатирующий эксперимент – проверка достоверности, уже имеющийся информации о каком-либо процессе, предмете или явлении. Такие эксперименты проводятся для проверки актуальности применения или действенности известного факта и его применимости в новых обстоятельствах.

Педагогические эксперименты могут проводиться в различных условиях.

В зависимости от условий, в которых осуществляется экспериментальная работы, выделяют три разновидности экспериментов:

  • Естественный эксперимент – проводится в естественных, привычных условиях организации учебного и воспитательного процесса. Возможно лишь, незначительное, практически незаметное их изменение. Таким образом, может быть проведено исследование нового содержания программы учебного материала для учащихся средней школы. Исследование организуется в типичных условиях, так, что учащиеся не чувствуют своего участия в проводимой исследовательской работе.
  • Модельный эксперимент – проводится за счет применения специально построенной модели, образца того или иного педагогического процесса и явления. Такие эксперименты осуществляются в строго подконтрольных условиях, в основном в изолируемом состоянии.
  • Лабораторный эксперимент – основан на изучении предметов и явлений педагогического значения в специальных лабораториях, оснащенных необходимым оборудованием для проведения опытов. Условия проведения опытов являются стандартизированными. Объект исследования должен быть защищен от стороннего воздействия, влияния окружающей среды.

В зависимости от способа формирования исследуемых групп, в процессе проведения естественного эксперимента, он может осуществляться в виде экспериментальных занятий или опытных уроков.

Проведение экспериментальных занятий ориентировано на разрешение экспериментаторских задач в естественно-научных условиях организации учебного процесса. Единственное, что количество учащихся сокращается, т.е. классы делают немного меньше, чем те, которые имеются в реальных условиях школьного процесса. Экспериментальные занятия имеют открытый характер.

Опытные уроки проводятся в полностью естественных условиях, число учащихся не сокращается и осуществляется проведение обычного урока стандартного типа. Такие уроки могут быть проведены, как в открытом виде, так и закрытом. Они отличаются знанием учащихся о своем участие в проводимом исследовании. Если учащиеся осведомляются о том, что они будут исполнять особую роль объектов исследования, наделяются определенными задачами и функциями в этом процессе, то такой опытный урок является открытым. По его итогам оценивается реакция учащихся на принятие участия в опыте.

Она может быть активной, пассивной или негативной. Пассивная реакция является самой оптимальной, поскольку сохраняет естественное поведение учащихся в процессе исследования. Чтобы обеспечить полную естественность поведения учащихся и их непринужденность проводятся закрытые опытные уроки, о проведении которых учащиеся не уведомляются. Такие уроки позволяют исследовать положительные и отрицательные стороны исследуемых педагогических факторов.

В зависимости от ориентации педагогические эксперименты делятся на две группы:

  1. Абсолютные эксперименты – исследуют процессы и явления в данный момент времени, не рассматривая его временную динамику. Он основывается на сопоставлении данных, полученных экспериментальным путем с существующими стандартами.
  2. Сравнительные эксперименты – основаны на определении эффективности различных методик и технологий обучения, используемых средств и т.д. сравнительные эксперименты могут носить последовательный характер т.е. экспериментальное доказательство основывается на сравнении эффективности функционирования того или иного педагогического процесса или явления до и после введения нового фактора. Применяется для малочисленных объектов исследования или специфичных и незаурядных.

Выделяют также эксперименты, в зависимости от места их проведения:

  • Локальный – эксперимент частного характера, относящийся к обособленному предмету или явлению. Например, новая методичка по дисциплине.
  • Модульный – совокупность исследований частных нововведений, которые взаимосвязаны между собой: комплексы новых учебных программ, технологий обучения.
  • Системный – изучение нововведений, касающихся всего учебного заведения: его реорганизация, перепланировка и т.д.

Помимо этого, эксперименты, варьируются в зависимости от этапа их применения. Они могут быть широкой и узкой направленности, носить массовый или единичный характер, быть короткими и длительными.

При исследовании абсолютно нового, ранее не изученного педагогического процесса проводится еще и предварительный эксперимент, который имеет разведывательную миссию. Это позволяет организовать эксперимент более качественно и достичь успешных результатов.

Однофакторный и многофакторный педагогический эксперимент

Экспериментальное исследование в педагогике может проводиться путем внедрения различного количества факторов, воздействующих на экспериментальный объект.

Однофакторные эксперименты являются классическим вариантом, применяемыми на ранних этапах педагогического исследования. Такие эксперименты предполагают применение в исследование строго одного фактора или нескольких, но только поочередное, т.е. рассматривается и анализируется именно воздействие только одного фактора на педагогический процесс, предмет или явление.

Поскольку, педагогические процессы являются сложными и многогранными, то применение однофакторного эксперимента в редких случаях оказывается эффективным.

Как правило, педагогические процессы и явления подвергаются комплексному воздействию различных внешних факторов. В этой связи, актуально применение многофакторных педагогических экспериментов.

Суть такого исследования заключается в том, что экспериментатор применяет сразу несколько факторов, которые оказывают влияние на исследуемый объект. При этом проводится серия экспериментов. Сочетание факторов может варьироваться. По итогам эксперимента проводится анализ влияния каждого фактора на объект исследования и их совместного воздействия. Делаются соответствующие научные выводы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :