Брадилалия – это нарушение речевого темпа, которое характеризуется замедлением реализации артикуляционного акта.
При брадилалии отмечается замедление темпа внутренней и внешней речи, письма и чтения. Голос человека немодулированный, монотонный, артикуляция нечеткая. При брадилалии необходимо комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, которое должно выяснить причины нарушения речевого темпа.
Методика преодоления брадилалии состоит из медицинского воздействия (медикаментозной терапии, ФТЛ, психотерапии), массажа, логопедических занятий, логоритмики.
Брадилалия, или брадифазия предполагает чрезмерно медленный речевой темп. В логопедии брадилалию и тахилалию относят к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, но, если не уделять им должного внимания, они со временем могут перейти в запинки судорожного характера, то есть заикание.
Брадилалия может быть выражена в разной степени:
При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но и общая моторика и протекание психических процессов.
К причинам брадилалии относят как биологические, так и психологические факторы.
Отдельные наблюдения свидетельствуют о том, что брадилалии характерен семейный характер и передается в ряду поколений. В других случаях брадилалия – это следствие перинатального поражения ЦНС (алкогольный синдром плода, резус-конфликт, родовые травмы и пр.), общая астенизация, перенесенные интоксикации и пр.
Психологическими причинами выступает неправильное воспитание детской речи, подражание замедленному темпу речи окружающих. Как самостоятельное речевое нарушение, не связанное с патологическими причинами, брадилалия отмечается у людей-флегматиков. А также замедление темпа речи, схожего с брадилалией, характерно северным народам, где это является нормой.
Большинство исследователей считают, что, патогенез брадилалии связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, которые доминируют над процессами возбуждения.
У людей с брадилалией отмечены специфичные речевые и неречевые симптомы. Речевым статусом человека с брадилалией выступает замедленный темп внешней (экспрессивной, произносительной), а также внутренней (импрессивной, мыслительной) речи, а также замедление темпов чтения и письма.
Во время произнесения слов и фраз увеличиваются паузы между словами, то есть интервербальное замедление, а также между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), больной растягивает гласные звуки.
Как правило, при брадилалии звукопроизношение и слоговая структура остаются неизменными, то есть человек произносит слова медленно, но правильно. Замедление речи отмечается во всех видах самостоятельной речи: рассказе, монологе, диалоге, пересказе и др.
Неречевые проявления брадилалии заключаются в нарушениях мелкой и крупной моторики, мимическими движениями. Отмечается вялость и общая заторможенность, неуклюжесть, недостаток координированности движений, амимичность лица. Протекание психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия) также замедлено.
Индивиды, страдающие брадилалией, требуют комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования, которое должен проводить невролог, логопед, психолог и психиатр. Во время обследования должен быть подробно изучен анамнез, затрагивающий перенесенные заболевания и повреждения головного мозга, а также нарушения речевого темпа у близких родственников пациента. В отдельных случаях, чтобы выяснить органическую основу брадилалии, проводят ряд инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРГ головного мозга, ПЭТ, люмбальную пункцию и др.
Диагностика устной речи при брадилалии состоит из оценки строения артикуляционного аппарата и состояния речевой моторики, экспрессивной речи, к которой относят звукопроизношение, слоговую структуру слова, темпо-ритмическую сторону речи, особенности голоса и пр.
Диагностика письменной речи состоит из выполнения заданий на списывание текста и самостоятельного письма под диктовку, чтения слогов, фраз и текстов. Вместе с диагностическим обследованием речи, у людей с брадилалией изучают состояние общей, ручное и мимической моторики, сенсорных функци, а также развития интеллекта.
Лечебный комплекс мероприятий по коррекции брадилалии состоит из курсов фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии и физиотерапевтического лечения. Чтобы стимулировать речевую активность для пациентов проводят психотерапию и аутогенные тренировки.
Цель коррекционного воздействия при брадилалии – выработать быстрые и четкие речевые реакции, развить просодическую сторону речи. Чтобы нормализовать общую и речевую моторику полезно проведение логопедического массажа, логоритмических занятий, подвижных игр с речевками и элементы спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игры на музыкальных инструментах, танцы и пение. Систематические занятия на протяжении 6-12 месяцев позволяют добиться ускорения речевого темпа и нормализации просодики.
Прогноз относительно преодоления брадилалии наиболее благоприятный в случае раннего начала коррекционной работы и психологических причинах нарушения речевого темпа. Однако даже после выработки требуемого темпа речи, требуется продолжительное наблюдение у специалиста и постоянный самоконтроль.
Профилактикой брадилалии можно считать предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головного мозга, нейроинфекций и астенического синдрома. Следует заботиться о нормальном речевом развитии ребенка, окружая его правильными образцами для подражания.