Апраксия в логопедии


Апраксия в логопедии

Специфика заболевания и причины развития

Определение 1

Апраксия представляет собой нарушение возможностей выполнения конкретных действий, имеющих определенное целевое назначение и направление. Апраксия развивается в следствие с поражением коры головного мозга и проявляется в нарушении работы определенных групп мышц, выполняющих функции звукопроизношения: лицо, рот, губы, язык.

Апраксия проявляется таким образом:

  • Человек не способен совершить какое-то конкретное действие: вытянуть руку вперед, завести руку назад, взять карандаш и начертить треугольник и т.д.;
  • Механическое повторение действий удается, а вот его самостоятельное выполнение оказывается невозможным;
  • Произвольные действия, выполняемые спонтанно проходят успешно, а вот повторение определенных действий оказывается нереальным;
  • Сбор слов из букв становится невозможным;
  • Выполнить движение с закрытыми глазами человек не может, а также произносить слова с закрытыми глазами не удается;
  • Нарушается произношение отдельных звуков речи;
  • Работа артикуляционного аппарата нарушается.

Речевая апраксия влечет за собой нарушения работы экспрессивной речи. Это проявляется в замене многих звуков и непонятной для восприятия речи. Исправить и контролировать процесс произношения, самостоятельно не удается т.к. происходит сенситивная атаксия в областях головного мозга, отвечающих за функционирование речевого аппарата.

Замечание 1

Речевая апраксия является разновидностью кинестической апраксии и представляет собой речевой дефект, сходный по типу с моторной афазией. При этом речевом дефекте происходят сбои в устной и письменной речи, являющиеся проявлением кинестической апраксии. В этом случае происходит распад артикуляторных кодов и их структуры, возникает искажение синтаксического, лексического, грамматического построения речи.

Помимо речевой или артикуляционной апраксии существует щечно-язычная апраксия - связана с нарушением работы артикуляционных органов, выражающаяся в неспособности повторения движений языком и губами. Это влечет за собой искажение в произношении. В этом случае нарушается вся речь – спонтанная, автоматизированная, повторение, называние.

Речевая апраксия может проявляться задержкой речевого развития. Словарный запас ребенка оказывается ограниченным, произнесение многих букв и звуков оказывается невозможным. Это заболевание возникает в раннем возрасте, примерно с 1,5 до 2-х лет. Далее заболевание усугубляется:

  • Искажаются гласные и согласные звуки;
  • Слова и слоги разделяются;
  • Слова произносятся неверно;
  • Нарушается контроль за артикуляционными органами и управление ими;
  • Нарушается порядок слов.

Определение причин развития заболевания, часто, становится невозможным. Заболевание развивается при абсолютно нормальной работе головного мозга и отсутствии всяческих патологий.

Однако, среди причин развития апраксии выделяют:

  • Травмы головного мозга;
  • Нарушения в функционировании центральной нервной системы;
  • Нейроинфекции;
  • Инсульты;
  • Генетические нарушения;
  • Сбои в работе обмена веществ.

Речевая апраксия может быть возрастным нарушением и ребенок ее перерастет, а может и возникать как следствие наличия иного речевого дефекта и других отклонений в развитии.

Способы коррекционного логопедического воздействия для лечения апраксии

Логопедическая терапия, направленная на устранение речевого дефекта ориентирована на исправление двигательных навыков пациентов. Логопед обучает больных выполнению целенаправленных действий. При этом важно обратить внимание на сохранение у пациента нормально развитых и функционирующих психических процессов.

В зависимости от форм проявления апраксии, осуществляется подбор индивидуальных коррекционных программ. Логопедическая терапия может сочетаться с физиопроцедурами или с трудовой терапией. При наличие у пациентов серьезных нарушений в работе головного мозга и неврологических дисфункциях требуется оказание психологической помощи.

Замечание 2

Коррекция апраксии производится также в домашних условиях. Родители способствуют развитию мотивации к занятиям и помогают развивать некоторые навыки. Логопедические упражнения достаточно просты и легки для освоения. Родители могут поприсутствовать на одном из занятий в кабинете логопеда, чтобы ознакомится с программой терапии и выполнять ее дома. Кроме того, существует множество методических пособий и учебной литературы, представляющей разнообразные варианты коррекции речевых дефектов.

Естественно, что каждая коррекционная программа должна быть разработана в индивидуальном порядке и поэтому, требуется первоначальное диагностирование речевого дефекта и составление программы коррекции, которую в последствии можно выполнять дома.

Занятия с детьми проводятся в игровой форме. Это благотворно сказывается на заинтересованности детей в участии в занятиях и их самостоятельном последующем выполнении.

Применение логопедического артикуляционного массажа в лечении апраксии

Для активации работы артикуляционного аппарата и исправления нарушений его функционирования проводят различные виды логопедического массажа.

  • Массаж артикуляционной мускулатуры может быть направлен на расслабление мышц – при повышенном мышечном тонусе, либо на их укрепление – при пониженном тонусе.
  • Расслабление мышц шеи происходит посредством проведения пассивных движений головы.
  • Мышцы рта расслабляются при помощи поглаживания и похлопывания мышц лица, губ, шеи, языка. Движения обязательно должны быть легкими, спокойными, не растягивающими кожные покровы.

Укрепление мышц лицевой мускулатуры происходит при помощи выполнения движений вибрации, пощипывания, поглаживания, легкого постукивания. Причем постепенно сила воздействия увеличивается.

Вибрация проводится как ручным способом, так и аппаратным. Используются специальные массажеры – вибраторы, которые передают ускоренные колебательные движения разной силы и приводят к мышечным сокращениям. Упругость мышц и тканей повышается.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :