Андрагогика


Андрагогика

Андрагогика как наука

Вся история становления и формирования обучения человека как независимой сферы деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Так как работники компаний, в основном, взрослые люди, то обучение должно учитывать их возрастные, социально-психологические, национальные и прочие специфики. На это и нацелена современная педагогическая наука, называемая андрагогикой.

Определение 1

Андрогогика - отрасль педагогической науки, которая раскрывает и решает теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослых людей на протяжении всей их жизни.

В обширном смысле андрагогику стоит понимать как науку личностной самореализации людей на протяжении всей их жизни. Как известно, некоторая часть людей реализуются в молодости, но многие люди раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки на протяжении всей жизни. Андрагогика способствует раскрытию личности, помогает ей отыскать свое место в жизни, реализовать свои скрытые задатки и способности.

Андрагогика реализует на практике древнюю формулу обучения: «non scholae, sed vitae discimus» — учимся не для школы, а для жизни. Как науку андрагогику отделяется от педагогики, так как педагогика является обучением и воспитанием детей (от гр. paidos — ребенок), при этом множество методов ее на самом деле оказывается значимыми лишь для школы.

Основные положения андрагогики

Главное положение андрагогики, в отличии от традиционной педагогики, состоит в том, что ведущие роли в процессах обучения играют не обучающие, а обучаемые. В данной ситуации происходит смена приоритетности методов обучения.

Андрагогика преимущественно подразумевает практические занятия, часто экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решения конкретных производственных задачздесь и проблем.

Замечание 1

Как негативное явление стоит отметить тот факт, что процесс восприятия, запоминания, мышления у взрослых людей протекает не так результативно, как у детей или подростков. В связи с этим первостепенную важность в андрогогике получает методология, методы, способы обучения, к примеру применение мнемонических приемов запоминания.

Основные принципы андрагогики

Современная наука выделяет такие главные принципы андрагогики:

Главные принципы андрагогики

Рисунок 1. Главные принципы андрагогики

Рассмотрим их подробнее:

  • Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для практического использование этого принципа, нужна существенная предварительная подготовка — составления программы обучения, подборы и тиражирования учебных материалов, приобретения и создания обучающих компьютерных программ.
  • Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателями при подготовке и в процессе обучения. Отправная точка процесса обучения - выявление потребности обучающегося и производственной потребности.
  • Принцип применения существующего позитивного жизненного опыта, практических знаний, умений, навыков обучающихся в качестве основы обучения и источника формализаций новых знаний. Данный принцип базируется на активных методах обучения, которые стимулируют творческую работу обучающегося.
  • Принцип корректировок устаревшего опыта и личностных установок, которые препятствуют освоениям новых знаний. Может быть применен как профессиональный, так и социальный опыт, вступающий в противоречия с требованием времени, с корпоративными целями.

    Замечание 2

    Высококвалифицированные специалисты могут быть настроены на индивидуальную работу, сокрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных сотрудников, видя в них угрозы для своего личного благополучия. В данных ситуациях нужны беседы, убеждение в несостоятельности привычной и необходимости формирования новой точки зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.

  • Принцип индивидуального подхода к обучению на базе личностных потребностей, учитывая социально-психологические характеристики индивида и те ограничения, которые налагаются его деятельностью, наличием у него свободного времени, финансовых ресурсов и т. д.

  • Принцип элективности обучения. Он значит предоставление обучающимся свободы в выборе цели, содержания, формы, методов, источников, средств, срока, времени, места обучения, оценивании результата обучения.
  • Принцип рефлективности. Данный принцип зиждется на сознательном отношении обучающихся к обучению, что, в свою очередь, является основной частью самомотивации обучающихся.
  • Принцип востребованности результата обучения практической деятельностью обучающихся. Прежде всего это востребованность приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков хозяйственной и производственной деятельности в их компаниях.
  • Принцип системности обучения. Он состоит в соответствии цели и содержания обучения его формам, методам, средствам и оценкам результата.
  • Принцип актуализации результата обучения (его скорое применение в практике). Исполнение данного принципа обеспечивается предыдущими принципами — системности, практической востребованности результата обучения, индивидуального подхода, применения наработанного опыта.
  • Принцип формирования обучающегося. Обучение должно быть устремлено на совершенствование личности, формирование способности к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности.

В наше время отсутствует единая российская концепция образования взрослого человека, к примеру, такая, что есть в Финляндии, Германии либо Швеции. Помимо тоооооооого,в недостаточной степени проводятся соответственные работы как для общества в целом, так и для локальных образовательных задач, к примеру, обучение персонала производственной компании. В связи с этим крайне нужны объединения неформальных компаний и отдельных людей, которые интересуются и занимаются данной проблемой.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :