Вся история становления и формирования обучения человека как независимой сферы деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Так как работники компаний, в основном, взрослые люди, то обучение должно учитывать их возрастные, социально-психологические, национальные и прочие специфики. На это и нацелена современная педагогическая наука, называемая андрагогикой.
Андрогогика - отрасль педагогической науки, которая раскрывает и решает теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослых людей на протяжении всей их жизни.
В обширном смысле андрагогику стоит понимать как науку личностной самореализации людей на протяжении всей их жизни. Как известно, некоторая часть людей реализуются в молодости, но многие люди раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки на протяжении всей жизни. Андрагогика способствует раскрытию личности, помогает ей отыскать свое место в жизни, реализовать свои скрытые задатки и способности.
Андрагогика реализует на практике древнюю формулу обучения: «non scholae, sed vitae discimus» — учимся не для школы, а для жизни. Как науку андрагогику отделяется от педагогики, так как педагогика является обучением и воспитанием детей (от гр. paidos — ребенок), при этом множество методов ее на самом деле оказывается значимыми лишь для школы.
Главное положение андрагогики, в отличии от традиционной педагогики, состоит в том, что ведущие роли в процессах обучения играют не обучающие, а обучаемые. В данной ситуации происходит смена приоритетности методов обучения.
Андрагогика преимущественно подразумевает практические занятия, часто экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решения конкретных производственных задачздесь и проблем.
Как негативное явление стоит отметить тот факт, что процесс восприятия, запоминания, мышления у взрослых людей протекает не так результативно, как у детей или подростков. В связи с этим первостепенную важность в андрогогике получает методология, методы, способы обучения, к примеру применение мнемонических приемов запоминания.
Современная наука выделяет такие главные принципы андрагогики:
Рисунок 1. Главные принципы андрагогики
Рассмотрим их подробнее:
Принцип корректировок устаревшего опыта и личностных установок, которые препятствуют освоениям новых знаний. Может быть применен как профессиональный, так и социальный опыт, вступающий в противоречия с требованием времени, с корпоративными целями.
Высококвалифицированные специалисты могут быть настроены на индивидуальную работу, сокрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных сотрудников, видя в них угрозы для своего личного благополучия. В данных ситуациях нужны беседы, убеждение в несостоятельности привычной и необходимости формирования новой точки зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.
Принцип индивидуального подхода к обучению на базе личностных потребностей, учитывая социально-психологические характеристики индивида и те ограничения, которые налагаются его деятельностью, наличием у него свободного времени, финансовых ресурсов и т. д.
В наше время отсутствует единая российская концепция образования взрослого человека, к примеру, такая, что есть в Финляндии, Германии либо Швеции. Помимо тоооооооого,в недостаточной степени проводятся соответственные работы как для общества в целом, так и для локальных образовательных задач, к примеру, обучение персонала производственной компании. В связи с этим крайне нужны объединения неформальных компаний и отдельных людей, которые интересуются и занимаются данной проблемой.