На психическое развитие оказывает влияние большое количество факторов, формируя тем самым многофакторную биопсихосоциальную модель человека. Условно все факторы можно разделить на:
Большое влияние на развитие мозговых структур и механизмов психики оказывает наследственность, т.е. генетический фактор. Благодаря исследованиям в психогенетике была установлена связь между наследственностью и уровнем когнитивного развития, а также генетическая дисперсия в вариативности интеллекта. С помощью генов передаются личностные особенности, отдельные формы психопатологии, а также отклоняющиеся варианты развития. Несмотря на то, что накопленный в психогенетике материал свидетельствует о существовании связи между особенностями психики и наследственностью, до сих пор не установлено, как сочетание генетических и средовых детерминант скажется на проявлении или развитии конкретного признака. В экспериментах на близнецах было показано, что одинаковый набор генов не означает полное совпадение в психической деятельности.
Психика функционирует на базе материального субстрата – мозга, потому большое значение имеют биохимические факторы, которые отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, особенности взаимодействия клеток между собой, а также общее протекание нервных процессов. Работа аминов и аминокислот, деятельность эндокринной и иммунной систем обеспечивают постоянство внутренней среды, а также адекватный ответ на вызовы внешней. Так, серотонин отвечает за расслабление и сон, а дофамин регулирует процессы восприятия, внимания и познания. Несмотря на явную связь между выработкой того или иного гормона и вызванные ими изменения в психоэмоциональном состоянии, однозначно понять, как иммунная система распознает психические процессы, до сих пор не удалось.
Любой психический процесс связан с действием нейрофизиологических факторов, т.е. с какими-то физиологическими переменными. Они представлены совокупностью нейронов, нейронных ассамблеи, нервных центров и способами их взаимодействия. В частности, память реализуется за счет взаимно возбуждающихся клеток, что ведет к образованию «нейронного ансамбля» - конструкции из нейронов и синапсов, характеризующейся сравнительной устойчивостью. Каждому событию соответствует свой «ансамбль».
Психофизиологические факторы определяют общее состояние оргапсихопанизма человека, что включает в себя деятельность центральной и периферийной нервной системы, мышечную активность, деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной систем. Длительные нервные перегрузки могут привезти к возникновению соматических заболеваний.
В ходе социализации и воспитания человек испытывает на себе определенное воздействие, которое ведет к образованию тех или иных психологических черт. Такие черты, как уровень совладания со стрессом, способны обеспечивать или, наоборот, снижать приспособленность организма к неблагоприятным ситуациям. Значимыми личностными факторами являются эмоциональная стабильность, выносливость, самоэффективность, локус контроля и др.
Большое воздействие на психическую деятельность оказывает социальное окружение. Способ общения с ним, тип межличностного взаимодействия относятся к социально-психологическим факторам развития личности. Сюда же можно отнести статусно-ролевые позиции, социальные установки и представления. Они могут оказывать как прямое воздействие на личность, так и опосредованное, дополнительное или поддерживающее. Непосредственно сама социальная среда становится фактором психической деятельности.
Объективная социальная реальность с заложенными в ней противоречиями является мощным детерминантом психического развития, а также может стать причиной появления психический расстройств.