Психическая деятельность – это любая реакция организма, возникающая в ответ на потребность, направленная на ее удовлетворение.
Психическая деятельность совмещает в себе все виды внешней и внутренней деятельности индивида, в связи с чем многими учеными не делается существенных различий между понятием психики и психической деятельностью. С их точки зрения, содержание психического и представляет собой собственно психическую деятельность. Так как психика – это процессуальное понятие, то вне какой-либо деятельности она не существует.
Основная задача психической деятельности состоит в обеспечении эффективной адаптации индивида к условиям окружающей среды, его личном выживании и продолжении рода. Данная задача реализуется через три составляющих психической деятельности: поведение, когниции и эмоции.
Поведение включает в себя все внешние проявления психической деятельности, такие как вербальные и невербальные коммуникативные акты, предметно-орудийную деятельность, особенности внешнего вида и организации пространства индивида. Поведение доступно для непосредственно внешнего наблюдения и является наиболее изученной стороной психической деятельности. Именно благодаря поведению личность взаимодействует с окружающей средой и поддерживает социальные контакты.
Когниции представляют собой процесс и результат познавательной деятельности человека, выражающийся в сенсорных образах, мыслях, а также воспоминаниях. Когниции обеспечивают внутреннюю психическую деятельность, прежде всего к ним относят процессы мышления и воображения. Благодаря когнициям осуществляется мыслительная переработка поступающей в мозг информации от внешних и внутренних рецепторов в процессе анализа и синтеза. Когнитивные процессы не только осмысляют информацию, но и делают на ее основе выводы, суждения об объектах окружающего мира, которые, сцепливаясь с эмоциональными реакциями удовлетворения/неудовлетворения, могут принимать характер установок и стереотипов. Другая важная функция когнитивной сферы состоит в выработке решений как в виде программ действий, так и в виде конечного образа желаемого результата.
Эмоции представляют собой аффективные переживания личности, выражающие ее отношение к событиям и объектам внешнего мира. К эмоциональной сфере можно отнести сами эмоциональные состояния и чувства. Эмоции выполняют две важные функции в организации психической деятельности. Во-первых, они участвуют в работе потребностно-мотивационной сферы личности, побуждая человека совершать те или иные поступки (интерес) или, напротив, останавливать его действия в каком-либо направлении (страх). Во-вторых, эмоции выполняют регуляторную функцию, вознаграждая личность позитивными переживаниями и способствуя релаксации при успешной деятельности или наоборот, сигнализируют об ошибочности совершенных действий через негативные переживания, мобилизацию внутренних ресурсов.
Психическая деятельность так или иначе выступает предметом изучения всех психологических школ и направлений. Изучая отдельные стороны психической деятельности индивида ученые формулируют законы, по которым она осуществляется. Так, например, в рамках бихевиорального подхода были сформулированы основные законы научения:
В рамках гештальт-теории были сформулированы законы восприятия.
Законы восприятия: