Динамика психической деятельности


Динамика психической деятельности

Определение 1

Психическая деятельность представляет собой идеальную, субъективно осознаваемую деятельность организма, которая осуществляется на основе активности нейрофизиологических процессов.

Психическая деятельность включает в себя психические процессы, состояния и психические свойства.

Психическая деятельность в динамике

Динамика психической деятельности тесно связана с функционированием мозга и высшей нервной деятельности. Принципы высшей нейродинамики – это закономерности взаимодействия процессов возбуждения и торможения в клетках головного мозга. Основные закономерности протекания этих процессов были раскрыты отечественным нейрофизиологом И.П. Павловым и его учениками. Возбуждение и торможение нервных процессов способно иррадиировать (распространяться) на разные клеточные зоны и концентрироваться, ограничиваться определенной зоной.

Процессы иррадиации и концентрации обеспечивают пеструю, постоянно изменяющуюся картину распределения возбуждения и торможения мозговых участков.

Степень распространения возбуждения зависит от ряда факторов:

  • сила раздражителя;
  • его новизна для индивида;
  • значимость раздражителя для организма.

Немаловажным для осуществления психической деятельности, является действие закона отрицательной индукции – возникновения зоны торможения вокруг очага возбуждения.

Отрицательная индукция не позволяет возбуждению иррадиировать на безграничное количество участков, иначе бы каждый раздражитель полностью охватывал бы огромные массы нервных клеток (подобная картина может наблюдаться при эпилептическом припадке, когда возбуждение безудержно распространяется на новые и новые зоны, человек утрачивает при этом сознание).

Таким образом, иррадиация и концентрация возбуждения являются базой механизма внимания. В частности, объем и устойчивость внимания зависят от величины зоны возбуждения и фиксированности этой зоны. Развитие возможности произвольно контролировать направленность, объем и устойчивость внимания становится более эффективной по мере взросления.

Особенность внимания детей заключается в том, что они фиксируют большое количество деталей автоматически. Внимание взрослых людей направлено более прицельно и сужено.

Кроме того, внимание детей неустойчиво, этот процесс совершенствуется с возрастом. Не достаточная устойчивость внимания связана с неразвитым внутренним торможением, которое обеспечивает дополнительную его концентрацию. Каждый новый раздражитель отвлекает ребенка, здесь иллюстрируется принцип отрицательной индукции – новый очаг возбуждения тормозит уже существующий.

С возрастом, процессы возбуждения и торможения всё более уравновешиваются и конкурентные очаги возбуждения блокируются. Достигается это за счёт созревания ретикулярной формации и лобных долей мозга, которые в полной мере созревают лишь после подросткового возраста. Помимо отрицательной индукции существует и положительная индукция.

Положительная индукция представляет собой процесс, при котором, возникновение возбуждения концентрируется вокруг очага торможения.

Пример 1

У засыпающего человека отмечается заторможенность многих участков головного мозга и вдруг, в этом состоянии, ему отчётливо начинает слышаться тиканье часов или звук капающей воды и/или другие звуки, которые не заметны в состоянии бодрствования.

Понятие доминанты

В головном мозге, чаще всего, одновременно существует большое количество очагов возбуждения, но один очаг может подавлять все остальные или использовать их для усиления своей активности, так формируется «доминанта», описанная и подробно изученная выдающимся отечественным физиологом А.А.Ухтомским.

Доминанта – это очаг активности, подчиняющий себе все остальные очаги, даже те, которые не имеют к нему непосредственного отношения. Например, голодному человеку любые стимулирования нервной системы будут напоминать о еде.

Принцип доминанты имеет важное биологическое значение, возникновение доминантных очагов весьма значимо в протекании психических процессов, но нужно помнить о том что она может принимать и патологические черты, когда направлена на потерявшие значение и смысл цели (бредовые идеи). По мере достижения поставленной цели физиологическая доминанта угасает, а длительное постоянство стремлений личности поддерживается благодаря усилиям воли.

Процесс превращения безразличного раннее раздражителя в значимый для организма сигнал был изучен И.П.Павловым и его учениками. Он ввел понятие условного и безусловного рефлексов, запредельного торможения нервной системы и др.

Так, если перед безусловно-рефлекторным раздражителем предъявляется какой-то иной, после ряда повторение, этот раздражитель способен самостоятельно вызывать данную безусловную реакцию. Так вырабатывается условный рефлекс. Так индивидуальный опыт фиксируется в форме нервных связей и осуществляется элементарное обучение.

Связь динамики психической деятельности и темперамента

Динамику протекания психических свойств, состояний и процессов связывают с понятием темперамента личности или типа высшей нервной деятельности.

Динамика взаимодействия процессов возбуждения и торможения создаёт постоянно меняющиеся картины мозговой активности, в этой изменчивости отслеживаются определённые стабильные характеристики, которые определяют индивидуальные особенности реагирования личности.

Замечено, что одни люди реагируют на происходящие события бурными реакциями, другие более спокойно. Эти проявления являются устойчивыми врождёнными характеристиками нервной системы.

Общий тип реагирования, определяющий поведение, был обозначен как темперамент, который характеризует силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, и, соответственно, динамику их протекания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :