Когда проводились открытия и изучения условных рефлексов, самым первым шагом были проведены изучения в области физиологических механизмов, которые входят в основу психической деятельности. По мнению И. П. Павлова, физиология и психология это общий объект изучения высших функций мозга, но каждая наука придерживается своих методик, характеристик и понятий, которые бы дали полный ответ о сведениях психического к физиологическому состоянию, но на данный момент, такового ответа нет, и не может быть.
Психическая деятельность – это идеальная субъективно-осознаваемая деятельность организма, которая осуществляется за счет нейрофизиологических процессов.
Данная деятельность является осознанной, которая может сопровождаться или не сопровождаться физической работой.
Психических форм деятельности, всего семь:
Рассмотрим их особенности.
Ощущение – это непосредственное отражение в сознании человека тех или иных предметов, форм или явлений окружающей действительности, которая непосредственно воздействует на органы чувств. Ощущение – это базисный элемент форм входящих в психическую деятельность.
Восприятие – это процесс узнавания предмета или явления, или формирование субъективного образа, когда предмет или явление видите в первый раз. Основа познания заключается в системах временных связей. Влияние предметов и явлений на человека, происходит от получения информации, которая проходит через соответствующие зоны коры, после в ассоциативных зонах информация сопоставляется с образами, хранящимися в памяти, происходит узнавание. Человек это может показать через речь, приводя к появлению понятия. Восприятие – это осознанный процесс, который на завершающем этапе начинает развиваться. Если мы впервые видим предмет или явление, то у нас формируется новое понятие, но при этом сопоставляются все данные с информацией, которые хранились ранее до этого момента. А когда видим уже не в первый раз тот или иной предмет, мы уже его узнаем.
Представление – это образ предмета или явления в идеальном состоянии, которое никак не действует на органы чувств. Образ предмета или явления мы изымаем из памяти, т.е. вспоминаем его форму, благодаря замечательному свойству материи мозга. Без памяти, нельзя ничего представить, так же как и без мышления.
Мышление – это процесс познания и накопление информации с помощью опыта, за счет оперирования знаниями, т.е. кодировка информации в памяти, за счет механизмов мозговой деятельности.
Виды мышления:
По сравнению с животными, способности человека к мышлению и учению не имеют никакой связи возникновения нервных клеток. Человек научился развивать свои особенности за счет числа количественных изменений, таких как увеличение числа нейронных сетей, которые входят в обработку полученной информации, что наиболее выражено в коре головного мозга, который, по всей видимости, и дает быструю обработку информации, особенно при изучении, извлечении данных из памяти и произнесение слов с дальнейшим их пониманием.
За мышление отвечают ассоциативные зоны коры большого мозга. Когда происходит извлечение информации, то происходит слияние сенсорной и интерпретированной информации исходящей от органов чувств. Если информация была получена из окружающей среды, то с помощью лобной коры мы можем определить и оценить значение информации, которую выбрали, где она несет самое первое впечатление. Лобная кора имеет взаимодействие со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС (центральная нервная система), которая обуславливает языковые функции.
Внимание – это состояние бодрствования, которое активно сопровождает деятельность и характеризует готовность к выполнению психических и физических процессов. При появлении внимания, процесс которого происходит за счет активации нервных систем, где переход способствует бодрствованию с одного на другой, более высокому и если степень очень высокая, то нарушается процесс активации восприятия.
Исследовательское поведение, приспособительная осознаваемая деятельность организма и отбор необходимой информации, все это проявляется на начальной стадии внимания. С точки зрения физиологического процесса, можно рассмотреть ориентировочный рефлекс. Данный рефлекс при повторном воздействии с раздражителем, ослабевает и исчезает, поэтому в этом рефлексе отражены черты угасания, которые характерны для условных рефлексов.
Виды внимания:
Из этого следует, что внимание является продуктом социального развития, выражение которого заключается в целенаправленной мобилизации психической деятельности личности, при этом проявление в локальной активации определенного участка коры большого мозга и торможение других сторон коры.
Эмоции (чувства) – это реакция организма на поступающую информацию из внешнего мира, которая, непосредственно влияет на внутренние чувства человека.
Воля – это выраженная степень в стремлении к определенной цели.