Всю первичную информацию об окружающем мире человек получает через ощущения и восприятие. Однако даже после прекращения воздействия на органы чувств, возбуждение не исчезает бесследно, а сохраняется в виде некоторых образов. Человек способен даже по прошествии длительного периода времени вызвать этот образ. Этот психический процесс и получил название представления.
Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, а воссоздаются на основе имеющегося опыта.
Выделяют несколько видов представлений:
С помощью представлений памяти можно вызывать в сознании образы, которые непосредственно воспринимались нами в прошлом. Представления воображения возникают на основе представлений памяти, но не воссоздают в полной мере, а дополняют, трансформируют, изменяют эти образы. Чем богаче и ярче были первичные образы, тем более полными будут создаваемые представления.
Таким образом, представления играют значительную роль в памяти человека, его воображении, а также в самой разнообразной деятельности. Однако и процессы восприятия, мышления, речи всегда связаны с представлениями.
Представления обладают рядом свойств:
Общие представления - это представления, характеризуемые высокой степенью обобщенности.
Так как представления возникают на основе ощущения и восприятия, то и классификация представлений производится на их основе. По видам анализаторов их можно разделить на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и другие. В зависимости от участия волевых усилий представления могут быть произвольными и непроизвольными. Б.М. Теплов представления делит на две группы: 1) по их содержанию - музыкальные, технические, географические, математические и т.д.; 2) по степени обобщенности - частные и общие.
Остановимся на характеристике некоторых представлений.
Большинство возникающих у человека представлений связано со зрительными образами. Их особенностью является предельная конкретность, точность в передаче качеств и свойств отдельных предметов (форма, цвет, размер и т.д.). Однако наиболее часто в зрительных представлениях хорошо представлена лишь одна из сторон, в то время как остальные приглушены, неясны или вовсе отсутствуют. Например, воссоздаваемый предмет может иметь цвета, но быть лишенным объемности.
Среди слуховых представлений наибольшее значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления могут содержать в себе особенности фонетики, интонации, тембра голоса. Музыкальные представления передают высоту, ритм, длительность музыкальных звуков, их соотношение между собой. Композиторы и дирижеры могут представить звучание целого оркестра.
Двигательные представления связаны с образом движений какой-либо части тела. При этом установлено, что двигательное представление всегда сопровождается сокращением мышц. Даже при их минимальном уровне они фиксируются с помощью чувствительных электрофизиологических приборов. Двигательные представления связаны со зрительными и слуховыми представлениями. Можно выделить представления о движении своего тела, отдельных его частей, а также речевые двигательные представления.
Нередко представления могут накладываться на ощущения, совмещаться с ними. Так, при сильном зрительном представлении могут возникнуть ощущения ветра, покачиваний и т.д. Представления могут накладываться на изучаемый объект, именно поэтому представления относят к познавательным психическим процессам.
Индивидуальные особенности представлений заключаются в том, что у личности преобладает какой-либо определенный вид представлений при воспроизведении образов объектов. Обычно человек не задумывается над тем, какой именно вид принимают его представления. Однако знание об этом способно оказать существенную практическую помощь.
Так, при ведущем слуховом типе представлений легче усваивается информация, поступившая в виде звучания слов, поэтому при изучении нового стоит сделать акцент на прослушивании лекций. При зрительном представлении помощь окажет представление иллюстраций, а также страниц учебника или конспекта.
У людей образного типа преобладают яркие и живые представления. Их представления отличаются большой наглядностью. Вспоминая какие-либо события, они словно видят картины этих эпизодов, при мышлении активно пользуются наглядными образами.
У человека может быть несколько ведущих видов представлений. Однако для его успешной деятельности необходимо, чтобы он умел оперировать представлениями любых видов. Представления можно развивать. Они развиваются в процессе деятельности, чем чаще человек задействует представления определенного типа, тем выше его «качество». Условием его развития выступает наличие значительного количества перцептивного материала. Значительная часть усилий должна быть приложена к формированию волевых качеств, способствующих произвольному формированию представлений.
Следует учитывать, что развитие представлений идет по пути увеличения в них обобщений.